Понятие и значение государственного и муниципального кредита

 

Государственный и муниципальный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, а также органов местного самоуправления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой, при которых государственные органы, органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления выступают в качестве заемщиков, кредиторов и гарантов.

Другими словами, государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым РФ, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками.

Главная форма кредитных отношений – когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Как экономическая категория государственный и муниципальный кредит находятся на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государственных и местных органов власти, т.е. бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство и др., то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов, по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сжимает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменения.

Напротив, если государственный долг финансируется за счет привлечения накоплений юридических лиц, а полученные средства направляются на выплаты населению, количество денег в обращении возрастает.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим кредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопление в виде приобретения государственных ценных бумаг.

Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий бюджета соответствующего уровня.

Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования.

Условиями кредитного договора являются:

- срок предоставления или получения кредита;

- обязанности сторон;

- условия обеспечения возврата ссуды;

- размер процентной ставки за пользование ссудой;

- другие условия.

К основным целям государственного и муниципального кредита относятся:

- решение проблем финансирования бюджетного дефицита;

- проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирование региональных экономик;

- поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;

- поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

По предоставленным государственным кредитам у заемщиков возникают долговые обязательства перед РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием как кредиторами. Государственные кредиты образуют государственные внутренние и внешние активы.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые местными органами власти. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: