double arrow

Оценка результатов инновационной деятельности: экономическая эффективность инноваций


Показатели результатов инновационной деятельности предприятия – это набор показателей, характеризующих результаты внедрения новых или усовершенствованных продуктов и технологических процессов.

В их составе статистика рассматривает обычно три группы показателей, отражающих:

- удельный вес инновационной продукции в общем ее объеме;

- влияние инноваций на результаты деятельности предприятия;

- влияние инноваций на использование производственных ресурсов.

С позиции инновационного развития предприятия необходимо знание следующих оценок:

1. Инновационной политики, связанной с определением внешних стратегических изменений, которые можно достичь лишь при освоении технологических инноваций.

2. Инновационной активности, ориентированной на СВОТ-анализ, имеющихся НИОКР, научно-технического опыта и экономических возможностей внедрения новых технологий.

3. Инновационных стратегий, реализуемых в виде стратегии лидера либо стратегии последователя.

4. Инновационных проектов с отбором наиболее перспективных на базе подходов, традиционных для оценки технологических инвестиций.




5. Инновационного потенциала предприятия с целью определения достаточности финансово-экономических ресурсов, обеспечивающих как стратегическую инновационную, так и текущую производственно-хозяйственную деятельность.

Экономический эффект от реализации инноваций характеризуется показателями, которые учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций. Экономический эффект - это есть конечный результат применения инноваций, измеряемый абсолютными величинами. Ими могут быть снижение материальных, трудовых затрат, рост объёмов производства или качества продукции, выражаемого в увеличении цены, и, в конечном итоге, прибыль.

Научно-технический эффект характеризуется новизной, простотой, полезностью, эстетичностью и компактностью.

Показатели ресурсного вида эффекта отражают влияние инноваций на объём производства и потребления того или иного вида ресурса.

Социальный эффект характеризуется показателями, которые учитывают социальные результаты реализации инноваций.

Экологический вид эффекта характеризуется такими факторами как: уровень шума, величина электромагнитного поля и так далее. А его показатели учитывают влияние инноваций на окружающую среду.

В зависимости от временного периода учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период и показатели годового эффекта.

Для оценки общей экономической эффективности инноваций может использоваться система показателей:

1. Интегральный эффект.

2. Индекс рентабельности.



3. Норма рентабельности.

4. Период окупаемости.

Выявление и анализ рисков, способы их снижения.

Риск – потенциальная, численно измеримая возможность возникновения неблагоприятных ситуаций и связанных и ними последствий в виде потерь, ущерба, убытков.

Управление рисками – совокупность методов анализа и нейтрализации факторов риска, объединенных в систему планирования, мониторинга и корректирующих воздействий.

Управление рисками проекта

выявление и идентификация предполагаемых рисков
анализ и оценка рисков
выбор методов управления рисками
применение выбранных методов и принятия решений в условиях рисков
Реагирование на наступление рискового события
разработка и реализация мер снижения рисков
контроль, анализ и оценка действий по снижению рисков и выработка решений

Анализ рисков – процедуры выявления факторов риска и оценки их значимости. Анализ рисков проводится с точки зрения:

1.истоков, причин возникновения данного типа рисков.

2. вероятных негативных последствий, вызванных возможной реализацией данных рисков.

3. конкретных прогнозируемых мероприятий, позволяющих минимизировать рассматриваемый риск.

Оценка рисков - определение количественным или качественным способом величины (степени) рисков.

Методы оценки рисков включают следующие:

1.количественная оценка рисков с помощью методов математической статистики;

2. методы экспертной оценки рисков;



3. методы имитационного моделирования рисков;

4. комбинированные методы, представляющие собой объединение нескольких отдельных методов оценки или их отдельных элементов.

Организация

работ по анализу рисков

Подбор опытной команды экспертов
Подготовка специального вопросника и встречи с экспертами
Выбор техники анализа рисков
Установление факторов рисков и их значимости
Создание модели механизма действия рисков
Установление взаимосвязи отдельных рисков и совокупного эффекта от их воздействия
Распределение рисков между участниками проекта
Рассмотрение результатов анализа проекта – в форме отчета

Виды снижения рисков

Снижение рисков

Распределение рисков между участниками проекта (передача, отвод, трансферт части риска соисполнителям)
Страхование рисков
Резервирование

Распределение рисков (передача, отвод, трансферт части риска соисполнителям) –действия по передаче (полной или частичной) рисков другой стороне обычно посредством заключения контракта определенного вида.

Важнейшим методом снижения рисков инновационной деятельности является их страхование. Страхование – система экономических отношений, включающая образование специального фонда средств (страхового фонда) и его использование для преодоления и возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями) путем выплаты страхового возмещения и страховых сумм.

Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой способ борьбы с риском, предусматривающий установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в выполнении проекта.

Бенчмаркинг

Бенчмаркинг (от англ. «bench» - уровень, высота, «mark» - отметка) - это механизм сравнительного анализа эффективности работы одной организации с показателями других, более успешных предприятий.

В наиболее общем понимании бенчмаркинг - это способ выяснения ситуации, определения своих и чужих возможностей и постановка собственных целей.

Различают несколько видов бенчмаркинга:

• внутренний - сравнение между различными подразделениями организации (по причине простоты его организации и проведения и сбора информации получил наибольшее распространение);

• конкурентный - сравнение деятельности предприятия с одним или несколькими конкурентами (основная проблема - конфиденциальность необходимой информации);

• функциональный - предполагает проведение сравнения с организациями, не относящимися к числу внутриотраслевых конкурентов, но осуществляющих функциональную деятельность, в улучшении которой заинтересовано предприятие (пример: хранение, транспортировка, обслуживание и др.);

• общий - наиболее сложный и труднореализуемый вид, позволяющий сравнивать бизнес-процессы, протекающие в организациях, относящихся к разным отраслям промышленности.

Таким образом, бенчмаркинг, во-первых, концепция, предполагающая естественное развитие у компаний стремления к непрерывному совершенствованию, и, во-вторых, сам процесс совершенствования. Это непрерывный поиск новых идей, их адаптация и последующее использование на практике.

В основу бенчмаркинга положены следующие принципы:

- взаимность, т. е. бенчмаркинг является деятельностью, основанной на взаимном отношении, согласии и обмене данными, которые обеспечивают «выигрышную» ситуацию для обеих сторон;

- аналогия, т. е. производственные процессы партнеров должны быть схожими;

- измерение, здесь речь идет о том, что бенчмаркинг - это сравнение характеристик нескольких предприятий, цель - установление того, почему существуют различия в характеристиках и как достигнуть их наилучшего значения;

- концентрация на качестве, т. е. непрерывная работа в области качества по всем аспектам и функциям организационной деятельности компании;

- достоверность, т. е. бенчмаркинг должен проводиться на основе фактических данных, точного анализа.







Сейчас читают про: