Структура и особенности подготовки и проведения организационно – деят-ной игры

Технология подготовительной части организационно - деятельностной игры сводится к следующему. Прежде всего выбирается тема, которая аккумулирует в себе актуальную теоретическую и/или практическую проблему, имеющую место на данный момент в профессиональной деят-ти специалистов.

В подготовительный период осуществляется подбор участников игры. В состав групп играющих желательно ввести практиков из близких областей деят-ти. Составы команд подбираются в связи с выделенными проблемами.

Заблаговременная подготовка обучаемых к организационно – деят-ной игре включает в себя:

- предметно-содержательную подготовку (изучение лит-ры, прочитанных лекций, решение контрольных задач);

- схемографическую подготовку (освоение символов и знаков);

- рефлексивно-психологическую подготовку (продумывание личностных стратегий действий на занятиях).

Каждая организационно - деятельностная игра, как правило, проводится в течение пяти дней и делится на следующие этапы: самоопределение; анализ проблемы; определение системы ценностей и целей деятельности; определение системы средств осуществления деятельности; построение проекта измененной деятельности.

Эти этапы коррелируют с фазами психологического механизма игры:

- принятия участниками нормативных требований к игровой деятельности;

- осознания затруднений в практическом и мыслительном планах деятельности по разрешению проблемы;

- формирования потребности в перестройке собственной деятельности и личности;

- построения стратегии профессионального самоизменения.

В первой фазе обучаемые в состоянии «какие они есть в жизни» входят в игровую деят-ть. Они становятся игроками и самоопределяются в игре. Участники соотносят цели и правила участия в организационно – деят-ной игре с собственными целями. У них складываются представления об их деят-ти, происходит презентация - процесс и способы представления, подачи себя окружающим.

Во второй фазе участники анализируют свою практическую деят-ть и формулируют существующие проблемы. В основе каждой игры обязательно находится проблемная ситуация, сложившаяся в той или иной сфере практики.

На этом этапе происходит процесс рефлексивного восхождения от абстрактного к конкретному при анализе деят-ти, т.е. «рефлексивная взгонка», когда анализируются затруднения в практике, выявляются основные субъекты практики и их отношения, строится проблемное поле и формулируются проблемы.

В третьей, «критической», фазе участники сопоставляют представления о том, «какие они есть», с представлениями о том, «какими они должны быть», чтобы преодолеть затруднения в деятельности. Участники обнаруживают нетождественность этих представлений и осознают, что причина находится в них самих, в характере их деятельности. На этой фазе они оказываются перед выбором и осуществляют его: или перестраивать свою деятельность и себя, или отказаться от попыток решения проблемы и жить по-старому. У участников появляется потребность в собственном саморазвитии, и они через уточнение ценностей и целей своей профессиональной деятельности обращаются к синтезу новых знаний и способностей по овладению этой деятельностью.

На этой фазе игры, чтобы выяснить причины затруднений практической деятельности, участники анализируют ситуации на теоретическом абстрактном уровне. Работа с концепциями или теоретическими схемами требует разработки или уточнения теоретических понятий, для построения которых используется логика «восхождения от абстрактного к конкретному».

У участников организационно – деят-ных игр на этой фазе формируется способность создать деловую атмосферу при обсуждении, а также понимание динамики групповых процессов. Именно в этот момент у игроков появляется потребность «быть другими» для преодоления затруднений в коллективной деят-ти.

На четвертой фазе участники строят стратегию самоизменения и саморазвития, испытывают потребность быть другими, строят проекты измененной профессиональной деят-ти. Осознаваемая потребность участников организационно – деят-ных игр «быть другими» и действовать «по-другому» становится мотивом их деят-ти как в рамках игрового учебного процесса, так и после игры, на практике.

Управление организационно – деят-ной игрой требует от организаторов большой гибкости, творчества на всех этапах ее подготовки и проведения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: