МХТ, Творчество К.С.Станиславского, В.И.Немировича-Данченко

 

Главной задачей МХТ, по мысли его создателей, был поиск сценического воплощения новой драматургии, не находящей понимания в старом театре. Началом Художественного театра считается встреча в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года, на которой обсуждались все: от вектора развития, целей, концепций до состава труппы, программы и оформления будущего зала театра. МХТ планировался, как общедоступный театр, но из-за трудностей в организации и нехватки спонсорских средств, слово»общедоступный убрали из названия, но идею старались поддерживать.

Во главе Художественно-общедоступного театра стали В. И. Немирович-Данченко — директор-распорядитель и К. С. Станиславский — директор и главный режиссёр. Основу труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал сам Немирович-Данченко (в том числе И. М. Москвин, М. Г. Савицкая, В. Э. Мейерхольд), и участники любительских спектаклей, поставленных К. С. Станиславским в «Обществе любителей искусства и литературы» (актрисы М. Ф. Андреева, М. П. Лилина, М. А. Самарова, актёры В. В. Лужский, Г. С. Бурджалов и др.). Из провинции был приглашен А.Л. Вишневский.

Московский Художественно-общедоступный театр открылся 14 октября 1898 года первой на московской сцене постановкой трагедии Алексея Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» в помещении зимнего театра сада «Эрмитаж». Спектакль был совместной постановкой Станиславского и Немировича-Данченко, заглавную роль в нём сыграл Иван Москвин.

 Особое значение придавалось репертуару; решено было ставить пьесы Чехова, а несколько позже и Горького. Причем каждая пьеса, предлагаемая к постановке, коллективно обсуждалась исполнителями.

В определенном смысле Художественный театр был новаторским театром. И это было неудивительно: ведь в Художественном театре с первой же постановки начала воплощаться легендарная ныне система Станиславского.

Приёмы актерской игры стали иными: сдержанными и простыми, лишенными наигрыша и театральной фальши.

Художественный театр, как театр частный, имел творческую независимость. Благодаря этому театр смог выдвинуть идею главенства режиссера как идейно-художественного и административного руководителя театрального коллектива.  Они упорно достигали слаженного сценического ансамбля. Каждый участник спектакля твердо знал возложенную на него задачу. Они находили верное внешнее выражение внутренних переживаний и делали для зрителя ясным и убедительным конфликт, заложенный в пьесе.

Создание единой по своему нравственному облику труппы и театра в целом также было важным достижением МХТ. Вырабатывая этику, нормы поведения актера как в театре, во время репетиций, так и вне его, Станиславский и Немирович-Данченко стремились «создать храм вместо балагана». Культура и высота общественного положения художника сцены как личности тоже фактически началась с Художественного театра.

Главный, решающий успех молодому театру принесло новаторство мировоззренческое и художественное. В основе мировоззрения коллектива художественного театра лежала идея равенства и ценности каждого человека на земле. Эта ведущая демократическая идея времени поставила искусство Художественного театра вровень с развитием других искусств, с развитием русской реалистической литературы.

ВОПРОС 2 «Драматургия Чехова»
Чехов создал новое направление – «психолого-ориентированная драма». В нем на первый план выходят переживания героев, а не внешние коллизии.
Пьесы:
Чехов-драматург начал свой путь в непривычном для себя стиле. Его первая пьеса «Чайка» поразила зрителя серьезной, животрепещущей темой и непривычным для драмы того времени сюжетом:
     «вместо острых страстей и ярких любовных перипетий в нем рассказывалось о 
    провинциальном юноше, который мечтает о режиссуре. Он ставит пьесу для друзей и
    близких, на главную роль в ней приглашает девушку Нину, в которую влюблен. Однако пьеса
    не нравится зрителям, не только потому, что автор не смог передать в ней свои
    переживания и понимание смысла жизни, а еще из-за того, что мать главного героя –
    известная и уже немолодая актриса – недолюбливает своего сына и не верит в его успех. В
    итоге трагически складывается судьба Нины, она бросается в любовь как пропасть.
   Мечтает о семейной жизни и сцене. Однако в конце пьесы зрители узнают, что Нина,
   сбежав с любовником Тригориным, оказалась в итоге одна. Она потеряла ребенка и
    вынуждена работать на сцене третьесортных театров. Однако, несмотря на все
  испытания, Нина не теряет веру в жизнь и людей. Она рассказывает человеку, влюбленному в
  нее когда-то, что поняла суть жизни. По ее мнению, смысл бытия человека состоит в
  терпении, в необходимости преодолеть все жизненные трудности и испытания.
Чехов создал произведение, обратившись к нравственным вопросам человеческой жизни, но, при этом, не предлагая зрителям свои готовые ответы. Он просто показал жизнь такой, какая она есть, предоставляя смотрящему право выбора.
Последовавшие за «Чайкой» пьесы еще больше погружали в мир человеческих чувств и переживаний, становясь более трагическими.
Например, пьеса «Дядя Ваня» рассказывает, как рушатся иллюзии о том, что человек считал смыслов своей жизни, во что он вкладывался и во что он верил(дядя Ваня разочаровывается в Серебрякове, которого считал своим кумиром).
Главные герои пьесы «Три сестры» так же ищут свой смысл жизни. Девушки верят в светлые и чистые мечты, но со временем этой веры становится все меньше. Но, как примечает сам Чехов, «когда опускается занавес, у зрителей остается чувство, что действие на этом не заканчивается, угадывается перспектива более чистой, содержательной жизни».
Новаторство Чехова в полной степени проявилось в его последней пьесе «Вишневый сад». Она передает оттиск всей русской жизни того периода. Разрушение вишневого сада – это предчувствие будущего разрушения царской России в страшном вихре 1917-1918 гг.
Чехов принес, благодаря пьесам, славу МХТ.
Драматургический метод, особенности драматургии:
   
1) отход от точного реалистического изображения персонажей, чтобы глубже проникнуть во внутренний мир героев;
2) многослойная реальность с большим количеством отступлений от главной темы и наличием «подводных течений»;
3) трагичность бытия растворяется в повседневности, в стремлении автора постичь его смысл;
4) главное в диалогах – внутренний контекст, а не буквальное значение слов;
5) диалоги часто строятся по сути монолога, т.е герои не слышат друг друга;
6) нет сугубо положительных и сугубо отрицательных героев;
7) отсутствует явно выраженный конфликт;
8) пьесы написаны в рамках «открытого финала», позволяющего зрителям домысливать окончание сюжета.

 

































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: