Петербургская режиссура новой волны Могучий, Бутусов, Крамер

           Андрей Могучий, биография которого началась с даты 23 ноября 1961 года, родился в Ленинграде. После школы поступил в Ленинградский институт авиаприборостроения и радиолокационных систем, который окончил в 1984 году. Однако участь инженера-конструктора авиационных приборов оказалась не по душе молодому человеку, и он поступает в Ленинградский институт культуры имени Крупской на кафедру режиссуры и актерского мастерства.

             В 1989 году, окончив институт культуры, Могучий основывает независимую группу «Формальный театр», о творчестве которой заговорили после появления первых ее спектаклей.

           По своему характеру «Формальный театр» позиционировался режиссером как независимый театральный коллектив. В результате Андрей Могучий получил статус главного театрального авангардиста северной столицы. Неординарное понимание текста, игра с имеющимся пространством, всегда смелая и неожиданная для зрителя, отличали коллектив.

           Радикальность в тексте сыграла злую шутку с «Формальным театром»: группа не была признана в России и не имела крыши над головой, спектакли ставились под открытым небом. Умение выбрать и оптимально использовать окружающее сцену пространство вызывало восторг и удивление зрителей (чаще всего - Западной Европы). В 90-е годы на сценах «Формального театра» прошли спектакли «Две сестры», «Петербург», «Лысая певица», а спектакль Orlando Furioso, поставленный по произведению Лудовико Ариосто, увидела вся Европа. Наиболее значимой работой стала «Школа для дураков», поставленная Могучим совместно с немецкими и польскими представителями театрального искусства в 1998 году в Потсдаме.

           В 2000-е годы Андрей Могучий, режиссер, которого к этому времени уже знала вся Европа, находит признание и в России: «Формальный театр» получил в свое распоряжение помещение, его спектакли стали модными на родине. В 2001 году в театре «Балтийский дом» Могучий вместе с Евгением Гришковцом ставит «Пьесу, которой нет». В 2003 году в рамках проекта Мариинского театра мастер авангарда поставил на Соборной площади Кремля «Бориса Годунова» Мусоргского. Этот же спектакль был показан в 2008 году в варшавском театре.

           В эти годы на сцене Александринского театра проходят спектакли Могучего: «Петербург», «Иваны» (спектакль был поставлен по мотивам произведений Н. В. Гоголя), «Изотов», «Счастье». В театре «Приют комедианта» этот период ознаменован постановками «Pro Турандот», «Не Гамлет».

           С приходом в Большой драмтеатр имени Товстоногова Андрей Могучий ставит «Алису» по сказке «Приключения Алисы в Стране чудес» Кэрролла, «Что делать» по роману Н. Чернышевского и «Пьяные» по мотивам пьесы Вырыпаева, «Грозу» по пьесе А. Островского, «Губернатор» по рассказу Л. Андреева.

            По мнению Андрея Анатольевича, театр предполагает участие в его работе множества профессий, и все они должны быть нацелены на одно – создание спектакля. Это значит, что все работники театра – одна команда, а все профессии – взаимопроникающие. Могучий считает, что современному театру не хватает эффективных управленцев. Нынешний менеджер должен заниматься не только распространением билетов, но и продвижением спектаклей, а также работой со зрителем. Аналогичные проблемы видит режиссер в профессионализме звукорежиссеров, художников по свету, ассистентов. Сказывается качество подготовки этих специалистов. Со слов Андрея Могучего, российский театр отстал от современных тенденций в искусстве, и это надо устранять, догонять другие страны, так как модные сегодня в России тренды завершились в Европе еще в 90-е годы. Но при этом не стоит безоглядно следовать европейскому искусству.

           Если говорить о БДТ, то здесь худрук-авангардист считает, что следует снова возвратить моду на Товстоногова, на его имя. Для этого сегодня коллектив театра нацелен на исследования работы БДТ с 1956 года и позже, так как в этот период Товстоноговым ставились самые лучшие спектакли. По мнению Могучего, методы Товстоногова и сегодня актуальны, и им надо следовать, в частности в вопросах постановки классики в виде современного произведения.

           Репертуар театра Андрея Могучего всегда строился не только на совпадении качественной современной постановки со стратегией театра, но и на привлечении зрителя, то есть на совмещении качества и количества. Примером такой постановки был спектакль «Пьяные», ставший главным театральным событием 2015 года. Название пьесы не стоит воспринимать буквально – это всего лишь метафора. Все действо происходит в течение ночи, и за это время зритель начинает понимать, что у каждого человека всегда имеется шанс на изменение своей жизни к лучшему. Если говорить о «Счастье» (Александрийский театр, по произведениям Мориса Метерлинка), то Андрей Могучий, семья которого имеет трех сыновей и дочь, считает, что только дети способны найти ответы на поставленные спектаклем вопросы. И именно детям адресовано «Счастье». Поэтому, как утверждает Андрей Могучий, родители, пришедшие на спектакль сами и приведшие с собой детей, и являются движущей театральной силой. Этот фактор обязательно учитывается мастером авангарда. Надо отметить, что практически все его спектакли содержат элементы постмодернизма: перформансы, инсталляции и др.

           Юрий Бутусов. Родился этот талантливый человек 24 сентября 1961 года в Ленинградской области - Гатчине. О работе режиссером или актером Юрий не задумывался, он поступил в кораблестроительный институт. Изначально он трудился по профессии, но не ощущал себя на своем месте. Поиск себя заставил будущего режиссера поменять множество мест работы, было даже серьезное увлечение конным спортом.

           Почему режиссура? Однажды он решил, что хочет стать актером, и пришел поступать в театральный институт. Но на вступительных экзаменах комиссия сочла, что из этого парня не выйдет актера, его не приняли. Таким образом, только к тридцати годам Юрию удалось попасть на факультет режиссуры к Молачевской Ирине. Как оказалось, судьба не зря его так долго держала на расстоянии от сцены, она просто ждала подходящего момента. Именно в этой группе Юрий Бутусов нашел свою компанию, настоящих друзей - Хабенского, Пореченкова, Зиброва, Трухина и многих других. Но после института мужчины разошлись по разным сторонам театрального искусства, кто-то получил известность в фильмах, кто-то - в сериалах, а кто-то закончил карьеру трагически.

           Будучи студентом, Юрий Бутусов уже набирал популярность. Первой его постановкой стала гоголевская "Женитьба". В одной из сцен Кочкарев, изображая озорных детишек, прыгает прямо к зрителям, но попадает на колено проректора. Этот курьез закончился тем, что проректор получил травму. "Женитьба", которую по-своему воспроизвел Бутусов, стала его первой работой, с нее началась дальнейшая, более профессиональная, деятельность режиссера.

           На дипломную работу команда Юрия представила спектакль "В ожидании Годо". Эта работа стала настолько популярной, что до сих пор является визитной карточкой того поколения. Эта постановка вошла в репертуар Театра имени Ленсовета. Именно за эту работу Юрий Бутусов получил две "Золотые маски". Это был единственный случай, когда режиссера оценили все: коллеги, критики и жюри.

           С 1996 года по приглашению В. Пази работал режиссёром в театре Ленсовета (Открытый театр). Ленсовет и "Сатирикон" Эти два театра Юрий Бутусов именует своими домами. Ленсовет - первый, а "Сатирикон" - второй. И это действительно так, ведь режиссер оттуда практически не выходит. В Ленсовете он начинал свою деятельность, там он смог создать театр внутри театра. В "Сатирикон" его пригласил сам Райкин, это произошло в 2002 году. Первая его постановка на этой сцене - "Макбетт". Практически все актеры, которые работали над спектаклем "Макбетт", продолжают работать с Юрием и сегодня. Так Бутусов начинает жить между двумя театрами, но в итоге предпочтение отдает "Сатирикону".

           В 2004 году Бутусов покидает Ленсовет, но возвращается туда уже главным режиссером в 2011 году. Свою работу он вновь начинает с "Макбетт", но уже с более молодым составом актеров.

            Спектакли Юрия Бутусова отличаются от всех других постановок. Юрий мыслит не так, как большинство режиссеров, поэтому в каждой работе можно легко разгадать его почерк. Как говорит Юрий Бутусов, в каждом свершении и поступке есть своя логика, каждое добро или злодеяние можно объяснить, а человека - нет. Многие режиссеры внушают актерам, что все поступки просты и предсказуемы, что герой либо злодей, либо хороший. Именно это стало причиной того, что все постановки идентичны и скучны. Для Бутусова же интересней работать иначе, ему нужно нащупать дно, даже если его нет, найти объяснение каждому поступку, заставить зрителей полюбить злодея, а не ненавидеть его. Ведь у каждого, даже самого ужасного, поступка и преступления есть своя логика, своя причина. Именно это пытается донести до актеров и зрителей Юрий Бутусов. В его постановках в единое целое связано все: любовь со смертью, ужас с восторгом, добро со злом и так далее. Спектакли Бутусова наполнены страстью и отчаянием, все они непредсказуемы и интересны, даже если зритель уже видел или читал это произведение.

            Чтобы оценить работы этого режиссера, стоит побывать хоть на одном его спектакле, а не руководствоваться только тем, что пишут о его постановках и о нем самом. Он стал режиссером, воплотившим в жизнь многие знаменитые произведения как отечественные, так и зарубежные: "Женитьба"; "Парадоксалист" ("Записки из подполья" Достоевского); "В ожидании Годо"; "Войцек"; "Сторож"; "Калигула"; "Клоп"; "Смерть Тарелкина"; "Старший сын"; "Вор"; "Макбетт"; "Воскресение. Супер"; "Ричард Третий"; "Гамлет"; "Преступление и наказание"; "Король Лир"; "Ромео и Джульетта"; "Чайка"; "Утиная охота"; "Макбетт. Кино"; "Человек = человек"; "Мера за меру"; "Иванов"; "Добрый человек из Сезуана"; "Отелло"; "Все мы прекрасные люди"; "Три сестры"; "Кабаре. Брехт"; "Бег"; "Город. Женитьба. Гоголь"; "Сон об осени"; "Мама"; "Барабаны в ночи"; "Комната Шекспира". Эти спектакли были поставлены многими режиссерами, но ни один из них не похож на постановки Бутусова.

           Юрий Бутусов - прирожденный режиссер, такой талант бывает только у одного из тысячи. Его работы можно сравнить с работами Шекспира, возникает впечатление, что Бутусов лично у него учился. Настолько похоже мышление этих гениев. Отзывы о работе режиссера зрителей, которые смотрели его постановки, все восторженные и теплые. Они благодарят Юрия Бутусова за то, что он показал им известные произведения в новом стиле, раскрыл знакомый сюжет по-новому. Постановки других режиссеров однотипные. У Бутусова же они смотрятся все, как в первый раз, настолько его работы уникальны. Каждый отзыв - слова благодарности и рекомендации к просмотру. Актеры, которые работают с Юрием постоянно, и те, кто хоть раз с ним сотрудничал, говорят, что такого режиссера они еще не встречали. Работать с ним просто и приятно, он доступно и доходчиво объясняет, что хочет получить от их игры.

             Крамер Виктор Моисеевич Родился и вырос в городе Пскове. Со школы увлекался музыкой, пел, собирался стать актером. Однако родители настояли на том, что сначала нужно получить другую специальность. Крамер планировал поступить в Ленинградский институт авиационного приборостроения, но изменил решение и стал изучать историю и английский язык в Псковском педагогическом институте. По окончании института в 1984 г. добровольно ушел служить в армию, в воздушно-десантные войска.

           После армии режиссёр Псковского театра драмы имени А. С. Пушкина Вадим Радун предложил Крамеру поставить драки для одного из спектаклей. По словам самого Крамера[1], это стало одной из причин, подтолкнувших его все-таки выбрать театральную профессию. Он поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова, в режиссёрскую мастерскую Г. А. Товстоногова, которую окончил в 1991 г.

 

           Первой режиссёрской работой, принесшей Крамеру успех, стал спектакль «Фарсы, или Средневековые французские анекдоты» по фарсам XIV века, поставленный совместно с Геннадием Тростянецким на сцене Театра на Литейном в 1991 г. Худсовет для утверждения спектакля был назначен на 9 утра. Поняв, что нужно спасать положение, Крамер решил пригласить театральных критиков, которые не сразу соглашались прийти, но удивлялись, что прогон проходит в такой ранний для театральной жизни час. В итоге зал оказался полон. Постановку встретили на «ура», худсовет длился всего три минуты. Спектакль стал идти на сцене театра. Название «Фарсы» перешло затем к независимому театру, созданному Крамером в 1992 году.

           Сейчас режиссёр проживает в Санкт-Петербурге. Возглавляет созданную в 1998 г. компанию «Kramer & Co.Production», которая специализируется на организации культурных и развлекательных мероприятий.

           В 2002 году под музыкальным руководством Валерия Гергиева Крамер ставит оперу Мусоргского «Борис Годунов». Премьера в Teatro alla Scala (Милан) — 12 апреля, в Мариинском театре (Санкт-Петербург) — 13 мая. В 2003 режиссёр ставит «Руслана и Людмилу» Глинки в Большом театре в Москве, премьера состоялась 23 апреля. Ряд сценических работ был произведён компанией «Kramer & Co production».

           14 декабря 2004 года прошла премьера режиссированного Крамером мюзикла «Веселые ребята» по фильму Григория Александрова «Веселые ребята» в театре Вахтангова (Москва). 9 декабря 2005 — премьера в парижском театре Шатле обновлённой версии оперы «Борис Годунов».

           В 2013 году Виктор Моисеевич поставил мюзикл «Музыка серебряных спиц», созданный по мотивам песен Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: