Творчество Г.А. Товстоногова

Товстоногов Георгий Александрович, народный артист СССР, профессор, лауреат Государственных и Ленинской премий.

Родился 28 сентября 1915 года в Тбилиси.

Сценическую деятельность начал в 1931г. в качестве артиста и ассистента режиссера в Русском ТЮЗе г. Тбилиси.

В 1938г. окончил ГИТИС (педагоги – А.М. Лобанов, А.Д. Попов). В 1938–1946г.г. – режиссер Русского драматического театра им. А.С. Грибоедова (Тбилиси). Первая постановка – «Дети Ванюшина» С.Н. Найденова (1938).

С 1949г. жизнь Георгия Александровича неразрывно связана с Ленинградом. Творческую деятельность начал в качестве режиссера театра им. Ленинского комсомола, который возглавлял с 1950 по 1956 гг.

В начале 1956, стал одиннадцатым по счету, главным режиссёром БДТ. Тогда, пожалуй, мало кто мог предположить, что в этот день в истории театра началась эпоха, имя которой «Георгий Александрович Товстоногов».

БДТ находился в числе аутсайдеров ленинградских театров, не имея ни прочной режиссуры, ни собственной репертуарной линии, ни, своего зрителя. Были замечательные актеры - Е.М. Грановская, О.Г. Казико, А.И. Лариков, В.П. Полицеймако, В.Я. Софронов, были спектакли, но это спасало.

Новый режиссёр - новые порядки.

Товстоногов пошел на беспрецедентный в истории отечественного театра шаг. Из непомерно большой труппы Большого драматического театра, он уволил почти тридцать человек, сделав ставку на мастеров и молодежь, и начал свой путь в БДТ с единственно возможного - формирования репертуара.

Прежде всего, было необходимо вернуть в театр зрителя!

Открыв новый сезон, Г.А. Товстоногов одну за другой выпускает три премьеры: «Шестой этаж» А. Жери, «Безымянную звезду» М.Себастьяна, «Когда цветет акация» Н.Г. Винникова. Пожалуй, именно этот спектакль и стал визитной карточкой нового БДТ. В весьма непритязательной комедии Л.И. Макарова и Е.З. Копелян, актеры «старого» БДТ. Она подкупала неподдельной искренностью живого чувства, заразительностью и обаянием актеров.

Режиссер выиграл первый бой: зал БДТ стал заполняться публикой.

Спустя три месяца состоялась премьера пьесы Г. Фигейредо «Лиса и виноград», открывшей ряд программных спектаклей Товстоногова.

Отныне и впредь в каждом новом спектакле Товстоногов будет утверждать свое этическое кредо, которое с исчерпывающей полнотой сформулировано так любимым режиссером Максимом Горьким: «Человек - это звучит гордо».

Спектакль, которому было суждено стать одной из самых великих легенд русского театра XX века, был «Идиот». Г.А. Товстоногов поставил спектакль, прежде всего о князе Мышкине. Смоктуновский, сыграв князя Мышкина, в самом начале 1960-х гг. ушёл из Большого драматического театра в кинематограф.

Потом были «Пять вечеров» и «Варвары».

В «Варварах» - первом обращении Г.А. Товстоногова к Максиму Горькому - солировала Т.В. Доронина - Надежда Монахова.

 - Быть человеком можно, только оставаясь самим собой. Без уступок. Иначе жить не стоит!

 Эта сквозная тема Г.А. Товстоногова тревожно поворачивалась в «Варварах».

«Горе от ума»

Обращаясь к комедии А.С. Грибоедова, Г.А. Товстоногов отнюдь не стремился к сенсации, но произвел и сенсацию, и даже переполох.

Товстоногов прямой дорогой выводил Чацкого - С.Ю. Юрского точно к названию пьесы: горе от ума. Все горе только тем и объяснялось, что ум Чацкого расходовался попусту, зря. Г.А. Товстоногов заставил зрителей взглянуть на пьесу не только глазами разгневанного Чацкого, но и спокойным, холодным взглядом Молчалина - К.Ю. Лаврова. 

Тема: неумения слушать, и что важнее, слышать другого человека - одна из самых принципиальных в творчестве Г.А. Товстоногова.

«Три Сестры»

Об этом - чеховские «Три сестры» в понимании Товстоногова. Человек не имеет права говорить, что ему «все равно». Равнодушие - вот зло. Инертность - вот гибель. Стена непонимания трагически разъединяет собеседников, влюбленных, родных.

 Спектакль не оплакивал чеховских героев и не высмеивал их. Он анализировал смысл мнимого существования, безучастных поступков. Он страстно протестовал против гибельного равнодушия, разъединяющего людей.

Рецензенты, которые всегда твердо знают, «как принято» вести ту или иную классическую роль, сплошь да рядом бывали обескуражены спектаклями БДТ. Когда Г.А. Товстоногов в 1972г. показал «Ревизора», один из бывалых критиков никак не мог взять в толк, чего же так боится Городничий - К.Ю. Лавров? К.Ю. Лавров, пренебрегая надоедным театральным каноном, сыграл Городничего моложавым, динамичным, умным, но неспособным совладать с неожиданными приступами панического ужаса и трусливой запальчивости.

Заявление об уходе.

Летом 1972г., после гастролей в Москве, прошедших с огромным зрительским успехом, в газете «Правда» появилась статья, подводившая итоги выступлений БДТ в столице. Ее значительная часть была посвящена «Ревизору». Автор обвинял Г.А. Товстоногова в извращении классики. В те времена подобное выступление на страницах главного печатного органа страны было равносильно приговору. Сказать, что 1970-е - трудный период в жизни БДТ - значит не сказать ничего. Зрители, ежевечернее, до отказа заполнявшие зал, ловившие «лишний билетик» на самых дальних подступах к театру, не могли даже предположить, какие тучи сгущаются над головой главного режиссера, а, значит, и над всем Большим драматическим. 5 января 1976г. Г.А. Товстоногов был вызван в Ленинградский областной комитет партии.

Тогдашний заведующий отделом искусства раскрыл перед Г.А. Товстоноговым «порочную» линию репертуара.

 Г.А. Товстоногов спросил: «Что же, мне подавать заявление об уходе?»

И услышал в ответ: «На вашем месте я бы подумал об этом».

 Вернувшись в театр, Г.А. Товстоногов стал сочинять подробное заявление об уходе. Пока шла работа над текстом заявления, и оттачивались формулировки, чиновник был смещен со своего поста. И инцидента словно и не бывало. Вступилась Москва: партийному руководству Ленинграда посоветовали не разбрасываться такими режиссерами, как Г.А. Товстоногов.

Театр вышел победителем, зрители по-прежнему мечтали попасть на спектакли БДТ, и вплоть до середины 1990-х г. главной мечтой всех театралов страны было воочию увидеть, пожалуй, самую великую легенду товстоноговского театра - «Историю лошади» и Е.А. Лебедева в роли Холстомера. По дерзости замысла и смелости его воплощения «История лошади», казалось на тот момент, недосягаемой вершиной. 

Однако, после празднования 70-ти летия Г.А. Товстоногов вместе с В.М. Ивченко рассказал историю еще одной карьеры - карьеры Егора Дмитриевича Глумова, героя комедии А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Пожалуй, такого язвительного спектакля Г.А. Товстоногов не ставил прежде никогда. Вл.И.Немирович - Данченко, ставивший пьесу в начале XX века, полагал, что «здесь все хорошо кончается». В мире, который создавал в своем спектакле Г.А. Товстоногов, все плохо начиналось и плохо заканчивалось.

 Премьера «Мудреца» была показана в феврале 1985г. - в самый канун начала горбачевской перестройки. Страна стояла на пороге перемен. Начиналась, если угодно, большая игра.

Последняя премьера.

Георгий Александрович Товстоногов 12 октября 1987г. представил на суд зрителей спектакль, которому было суждено стать его последней премьерой. «На дне» - главная по убеждению режиссера пьеса Максима Горького; пьеса, о постановке которой он мечтал многие годы, подводила итог его раздумьям о человеке. В последний раз встретились в одном спектакле почти все звезды театра Г.А. Товстоногова: В.М. Ивченко - Сатин, Е.А. Лебедев - Лука, В.И. Стржельчик - Актер, О.В. Басилашвили - Барон, К.Ю. Лавров - Костылев, А.Б. Фрейндлих - Настя, Э.А. Попова - Квашня, С.Н. Крючкова - Василиса, Ю.А. Демич - Васька Пепел, В.А. Кузнецов - Бубнов. Они играли трагедию о расплате за человеческое безверие. Со всей страстью своего гражданского темперамента и силой незаурядных талантов они говорили нам, что главный смысл бытия заключен в самом человеке, в его душе.   

Вспрыгнув на стол и развернув, словно прожектор, висящую под потолком ночлежки лампу прямо в партер, Сатин – В.М. Ивченко произносил знаменитое горьковское «Человек - это звучит гордо!» Луч света, разрезая темноту зрительного зала, скользил по притихшим рядам…

Товстоногов любил повторять: «Концепция спектакля лежит в зрительном зале». Это означало, что жизнь во всех ее бесконечно многообразных проявлениях сама подсказывает театру темы. Умение чутко слушать время, безупречная точность в выборе репертуара.

 

Тридцать три года Георгий Александрович возглавлял театр. Знаменитая формула «Театр - это добровольная диктатура» принадлежит Г.А. Товстоногову. Он был диктатором, воле которого подчинялись безоговорочно. Но основывалось это подчинение не на должностном уставном величии, а на силе и непререкаемости творческого авторитета.

23 мая 1989 года возвращаясь из театра, Георгий Александрович Товстоногов скоропостижно скончался за рулем своего автомобиля. Похоронен в Некрополе Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга.

На одном из творческих вечеров, отвечая на вопрос о своем понимании задач театрального искусства, Георгий Александрович сказал: «Бывают спектакли-ответы, а бывают спектакли-вопросы. Я - за спектакль-вопрос».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: