double arrow

Построение текстов- рассуждений. Языковые средства, характерные для рассуждения.

Рассуждение имеет своей целью выяснить какое-либо понятие, развить, доказать или опровергнуть какую-либо мысль. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в последовательной форме. Рассуждением называется и ряд суждений, относящихся к какому-либо вопросу, которые следуют одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают другие, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос.

Классический вид умозаключения представляет собой следующие логические операции:

Все гориллы – приматы.
Все приматы – позвоночные.
В риторике речь-рассуждение получила название «хрия». Структура классической (строгой) хрии состоит из восьми последовательных частей:

1. Приступ, в котором, как писал М.В. Ломоносов, «похвален или описан должен быть тот, кто речь сказал или дело сделал, что соединяется с темой хрии».

2. Парафразис, или экспозиция, то есть, по словам М.В. Ломоносова, «изъяснение темы через распространение».

3. Причина, достаточная для доказательства тезиса. Причин может указываться несколько.

4. Противное, то есть указание на контраргументы (если это не так, то...).

5. Подобие, которым изъясняется и подтверждается тема.

6. Пример.

7. Свидетельство, в котором обычно используется ссылка на авторитет.

8. Заключение, в котором приводится цитата, афоризм или даётся собственный вывод.

Схема хрии может быть более свободной: слегка меняться последовательность частей, некоторые из них могут быть вообще опущены.

Таблица 1. Цели подчеркнутого логического изложения мысли служит употребление вводных слов в тексте-рассуждении; особенно широко представлены вводные слова, обозначающие последовательность сообщений, а также степень достоверности и источник информации.

 

Вводные слова Ситуация, при которой употребляется данная конструкция
Во-первых, во-вторых…, наконец При введении нескольких аргументов;
С одной стороны…, с другой стороны… При рассмотрении тезиса с разных позиции;
Наоборот, напротив. однако При опровержении;
На наш взгляд, по нашему мнению, по словам кого-либо, по предложению кого-нибудь, по сведениям, по данным кого-нибудь (чего-либо), как известно, по сообщению такого-то лица, какого-либо источника При указании на источник сообщения;
Предположим, представим, допустим При ограничениях своих взглядов от чужого мнения

 

Таблица 2. Употребление конструкций с причинным, условным, уступительным, сравнительным, целевым, сопоставительным, противительным, изъяснительным значением в текстах-рассуждениях.

 

Смысловая нагрузка структурных частей рассуждения Употребление конструкции, характерных для выявления данной смысловой нагрузки
1. Указание причины В простом предложении – употребление предлогов благодаря, из-за, от, по причине, по + сущ.; в сложном предложении – употребление придаточных предложений с союзами: так как, потому что, благодаря тому что, из-за того что, по причине того что, ибо.
2. Указание на условие В простом предложении употребление предлогов + сущ.: при условии (чего?), в случае (чего?), при наличии (чего?), при (чем?); в сложном предложении – придаточные предложения с союзами если, если бы
3. Указание на уступку В простом предложении употребление предлогов + сущ.: несмотря на то (что?), вопреки тому (что?); в сложном предложении – придаточные с союзами: несмотря на то что, как ни, сколько ни, хотя (хоть), вопреки тому что
4. Указание на следствие В простом предложении – употребление предлогов с сущ.: вследствие (чего?); в сложном предложении – конструкции с союзами вследствие того что, и поэтому.
5. Сопоставление, противопоставление, сравнение В простом предложении и сложном предложениях – употребление союзов как, как будто, словно, точно, а, но, однако, если…, то-

 



Функциональные стили речи. Публицистический стиль.

Слово стиль - термин, а термины, в отличие от общеупотребительных слов, стремятся к однозначности.

Слово стиль употребляется не только как термин, но и как обычное, нетерминологическое слово (стиль работы, стиль одежды, стиль поведения).

Терминологическое значение данного слова следующее:

Стиль - это одна из дифференциальных разновидностей языка, языковая подсистема со своеобразным словарем, фразеологическими сочетаниями, оборотами и конструкциями, отличающимися от других разновидностей в основном экспрессивно-оценочными свойствами составляющих ее элементов и обычно связанная с определенными сферами употребления речи.

В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова слово СТИЛЬ и родственные с ним слова определяются как:

1. Стиль – совокупность черт, близость выразительных художественных приемов и средств, обусловливающих собой единство какого-нибудь направления в творчестве. Национальный стиль в живописи. Архитектурные стили.

2. Метод- совокупность приемов какой - нибудь работы, способ деятельности, поведение. Стиль в работе. Стиль плавание. Стиль- это человек.

3. Слог – совокупность приемов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Стили художественной литературы. Стиль писателя. Научный стиль. Высокий стиль. В стиле кого -чего: в стиле учителя. Прилаг.- стилевой, стилистический прием.

Стили речи

Термин «функциональный стиль речи» подчеркивает, как разновидности литературного языка выделяются на основе той функции, которую выполняют в каждом конкретном случае.

На вопрос, сколько же стилей в современных литературных языках, ученые отвечают по-разному. Большинство исследователей считает, что в развитых литературных языках пять функциональных стилей: разговорный, официально -деловой,публицистический, художественный и научный. В последнее время стали говорить об информативном или рекламном стиле.

Функциональный стиль – это разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении. Поэтому стили называются функциональными. Каждая функция - это определенная установка на ту или иную манеру изложения – свободную, информативную, объективную, выразительную, изобразительную. Один стиль отличает от другого особые специфические значения слов в каждом стиле.

Внимание! Термин «стилистика» происходит от слова «стиль», так называли заостренную палочку для письма на восковых дощечках. В дальнейшем слово стиль приобрело значение «почерк», а позднее – «манера», «способ», «особенности речи»

Стили литературного языка легче всего сопоставлять на основе анализа их лексического состава, так как именно в лексике заметнее всего проявляется различие между ними.

Закрепление слов за определенным стилем речи тем и объясняется, что в лексическое значение многих слов, кроме предметно -логического содержание, входит и эмоционально стилистическая окраска. Сравните: мать, мама, мамочка, мамуля, мамулечка. Слова каждого ряда имеют одно и то же значение, но различаются стилистически.

Стилистически окрашенная лексика – разговорная и просторечная - в силу своей оценочности и сниженности требуют тщательного отбора, внимательно отношения к себе.

Синонимы также отличаются друг от друга не по смыслу, а своей стилистической окраской:

Разговорная лексика Стилистически нейтральная лексика Книжная лексика
Личико лицо Лик
гляделки глаза Очи
вкалывать работать Творить
брести идти Шествовать

 

Особенно недопустимо не оправданное смешение в речи разностилевой лексики - разговорно, просторечной, книжной. В этом случае разрушается внутренная гармония высказывания (Сравните реплику из известного фильма: кушать подано, садитесь жрать)

В публицистических произведениях освещаются проблемы весьма широкой тематики – актуальные вопросы современности, представляющие интерес для общества, вопросы культуры, воспитания. Этот стиль находит применение в общественно – политической литературе, периодической печати (газетах, журналах), в передачах радио и телевидения, ораторской речи.

Публицистический стиль сочетает две функции: функцию сообщения, информации об определенных социальных явлениях, фактах и функцию воздействия, т.е. открытой оценки изложенных проблем, для того чтобы повлиять и на мысли, и на чувство читателей (слушателей), привлечь их к поддержке той позиции, которую занимает и отстаивает автор.

Функция сообщения обусловливает употребление нейтральной, общестилевой лексики, в которой особую роль играет политическая, экономическая лексика. Это связано с тем, что главный интерес публицистики – общественно–политические проблемы: бизнес, биржа, приватизация, разоружение, безопасность. В целом вся лексика литературного языка открыта для публицистики. Главный критерий употребления, выбора речевых средств – для публицистики. Главный критерий употребления, выбора речевых средств – общедоступность.

Функция воздействия, важнейшая для публицистического стиля, обусловливает острую потребность публицистики в оценочных средствах выражения. И публицистика берет из литературного языка практически все средства, обладающие свойством оценочности (верхушка, делец, воротила, толстосум). Основные функции публицистики в обществе определяют ее главные черты и способствуют выделению характерных особенностей публицистического стиля: императивность, повышенной эмоциональности, открыто выраженного оценочного отношения к сообщаемому факту, явлению, событию. Суметь убедить читателя или слушателя в важности и справедливости высказанного положения, увлечь может только тот, кто пишет или говорит убежденно или убедительно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: