double arrow

Лексико– фразеологические особенности публицистического стиля


Лексико–фразеологический состав публицистического стиля разнообразен так же, как разнообразен сам круг тем. Концентрация в тексте общественно–политической лексики – стилевая черта публицистического стиля: демократия, избирательная кампания, митинг, прогрессивный, реакционный, политическая партия, политическая демонстрация, забастовка, официальный визит, внешнеэкономическая деятельность, укрепление международных отношений, суверенитет, демократические свободы и т.д.

Значительную часть лексики публицистического стиля составляют общелитературные слова и различные термины (науки, спорта, военного дела, искусства): и те и другие в соответствующем контексте могут переосмысливаться и приобретать публицистическую окраску: арена политической борьбы, армия безработных, военные круги, дело мира, диалог между странами, дружная атмосфера, культурные контакты, курс на обострение отношений, маневры дипломатии, международная, солидарность, миролюбивые силы, трудовая вахта и т.д.

Именно поэтому публицистический стиль изобилует устойчивыми сочетаниями. Они могут быть как нейтральными (уровень жизни, положить конец, вести борьбу, вести переговоры, силы мира), так и эмоционально окрашенными, т.е. придающими определенное значение (грязная война, бандитское нападение, черная тень и т.д.)




В газетных жанрах публицистики широко распространены различные речевые стереотипы (стандарт, клише). Такое явление объясняется тем, что и для пишущего, и для читающего клише представляют несомненные удобства. Это - легкая воспроизводимость готовых речевых формул, автоматизация этого процесса, облегчение коммуникации. Нередко речевые клише, вследствие своей частой повторяемости, превращаются в штампы и теряют свою первоначальную образность: например: труженики полей, люди в белых халатах, дать зеленую улицу получить прописку , голубые магистрали, черное золото и т.д.

Словообразовательные и грамматические средства публицистического стиля

Публицистический стиль постоянно пополняется за счет специфических словообразовательных средств: увеличивается количество слов с приставками : анти-, контр-, псевдо-, нео-, ультра- (антиобщественный, антифашист, неополитизм, контраргумент, псевдодемократ, ультралевый, ультрареакционный и т.п.); очень продуктивный слова с суффиксами –ость, -ств,- ени,- интернациональными суффиксами- ци(я),- изация,- ист,- изм,-ант (индустриализация, гуманизм, оккупант ит.п.)

На морфологическом уровне это стиль характеризуют формы множественного числа существительных, имеющих собирательное значение, сложные прилагательные , формы страдательных и действительных причастий, императивные формы глаголов , выражающие призыв к совместному действию (массово-политический; культурно –гуманитарный, созданный, фиксируемый, фашиствующий; освобождение …завершили…).



Синтаксис публицистического стиля характеризует употреблением количественно- именных сочетаний, устойчивых словосочетаний с родительным падежом , предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами, прямой и косвенной речью, вводными словами и конструкциями , риторических вопросов и обращений.

 

11. Особенности публицистического стиля. Основные функции публицистики в обществе.

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты,журналы, телевидение, афиши, буклеты).В публицистических произведениях освещаются проблемы весьма широкой тематики – актуальные вопросы современности, представляющие интерес для общества, вопросы культуры, воспитания. Этот стиль находит применение в общественно – политической литературе , периодической печати (газетах, журналах), в передачах радио и телевидения, ораторской речи. Публицистический стиль сочетает две функции: функцию сообщения, информации об определенных социальных явлениях, фактах и функцию воздействия, т.е. открытой оценки изложенных проблем, для того чтобы повлиять и на мысли , и на чувство читателей (слушателей ), привлечь их к поддержке той позиции, которую занимает и отстаивает автор.Функция сообщения обусловливает употребление нейтральной, общестилевой лексики, в которой особую роль играет политическая , экономическая лексика. Это связано с тем, что главный интерес публицистики – общественно–политические проблемы: бизнес, биржа, приватизация, разоружение, безопасность. В целом вся лексика литературного языка открыта для публицистики.Функция воздействия, важнейшая для публицистического стиля, обусловливает острую потребность публицистики в оценочных средствах выражения. И публицистика берет из литературного языка практически все средства, обладающие свойством оценочности (верхушка, делец, воротила, толстосум). Основные функции публицистики в обществе определяют ее главные черты и способствуют выделению характерных особенностей публицистического стиля: императивность, повышенной эмоциональности, открыто выраженного оценочного отношения к сообщаемому факту, явлению, событию. Суметь убедить читателя или слушателя в важности и справедливости высказанного положения, увлечь может только тот, кто пишет или говорит убежденно или убедительно.









Сейчас читают про: