ЗАДАНИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ В 9 СЕМЕСТРЕ
Изучение межличностных отношений в классном коллективе.
Цель - развитие понятия о неформальных межличностных отношениях учащихся.
Задачи:
- операционализация понятий о социальном статусе личности ученика;
- развитие компетентности педагога в области межличностных отношений.
Схема психолого-педагогической характеристики класса.
1.Общие сведения об учениках класса.
2.Учебная мотивация
3.Познавательная сфера школьников:
4.Особенности личности школьников:
5.Межличностные отношения:
6.Общение школьников со взрослыми:
7.Трудовая деятельность:
8.Формы досуга, увлечения
9.Выводы и рекомендации
План психологической характеристики школьного класса
- Общие сведения о классе:
- количество учеников, и их возраст;
- специфика учебного заведения;
- профильный или обычный класс;
- социальное происхождение школьников (из семей рабочих, служащих, интеллигенции и др.);
- материальная обеспеченность семей, жилищные условия;
- состояние здоровья учащихся.
- Учебная мотивация
- мотивация учения (какие мотивы преобладают - внешние или внутренние);
- отношение к учебным предметам (увлеченное, заинтересованное, безразличное, отрицательное), отметить, если есть любимые предметы;
- отношение к требованиям учителей, к их педагогическим воздействиям (активно-положительное, пассивно-положительное, пассивно-отрицательное, активно-отрицательное, безразличное);
- выполнение своих учебных обязанностей (аккуратное, небрежное, нерегулярное и т.д.);
- показатели успеваемости по разным предметам;
- уровень интеллектуальной активности на уроке;
- владение навыками самостоятельного умственного труда;
- проявление возрастных особенностей учеников в учебной деятельности и отношении к учителям;
- проявление индивидуальных особенностей учеников в учебной деятельности (характер, темперамент, способности).
- Познавательная сфера школьников:
- внимание (устойчивость, переключаемость, распределение и т.д.; указать на каких предметах внимание наиболее устойчиво, на каких не устойчиво);
- память (какой вид памяти преобладает);
- общий уровень умственного развития, кругозор, эрудиция;
- особенности речевого развития;
- воображение (степень выраженности творческих способностей, у каких учеников наиболее ярко проявляются творческие способности, в каких видах деятельности);
- проявление возрастных особенностей в познавательной сфере учеников данного класса.
4. Особенности личности школьников:
- типы темпераментов, особенности характеров учеников;
- эмоции (степень выраженности эмоциональных проявлений, как часто возникают конфликтные эмоциональные состояния, уровень тревожности по классу в целом);
- самооценка школьников, уровень притязаний.
5. Межличностные отношения:
- сплоченность группы;
- ценностные ориентации, ценностно-ориентационное единство, т.е. степень совпадения мнений, оценок, установок;
- потребность в общении;
- стиль общения школьников (сотрудничество или соперничество);
- преобладающие формы поведения во взаимоотношениях (внимательность, чуткость, эгоизм, высокомерие, жестокость, агрессивность и т.д.);
- способность к эмпатии;
- конфликтность (указать наиболее конфликтных школьников, причины возникновения конфликтов);
- микрогруппы в составе целого класса, их лидеры;
- отношения школьников к мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям (благожелательно, серьезно, равнодушно, враждебно);
- проявление возрастных особенностей учеников данного класса в сфере общения.
6. Общение школьников со взрослыми:
- особенности взаимоотношений школьников с педагогами (стиль общения, конфликтность, влияние возрастных особенностей и т.д.);
- особенности общения с родителями.
7. Трудовая деятельность:
- отношение школьников к общественному труду;
- роль при выполнении общественного труда (инициатор, организатор, исполнитель, созерцатель и др.);
- качества характера, проявляемые при выполнении трудовых действий (трудолюбие, добросовестность, организованность, леность и т.д.).
8. Формы досуга, увлечения:
- занятия школьников во внеурочное время;
- наличие устойчивого интереса к какой-либо отрасли знаний, науке или отсутствие интересов;
- занятия в кружках и спортивных секциях;
- чтение литературы.
9. Выводы и рекомендации:
Вывод по всем разделам с обобщением сильных и слабых сторон коллектива школьников. Прогноз относительно дальнейшего развития школьников и классного коллектива в целом. Рекомендации учителю и родителям по обучению и воспитанию учеников данного класса.
Методики исследования:
Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника
Инструкция. Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе.
Для этого обведи кружком нужный балл:
0 баллов - почти не имеет значения;
1 балл - частично значимо;
2 балла - заметно значимо;
3 балла - очень значимо.
1 | Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель. | 0 1 2 3 |
2 | Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире. | 0 1 2 3 |
3 | Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться. | 0 1 2 3 |
4 | Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку. | 0 1 2 3 |
5 | Все. что я делаю, я делаю хорошо - это моя позиция. | 0 1 2 3 |
6 | Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку. | 0 1 2 3 |
7 | Если ты школьник, то обязан учиться хорошо. | 0 1 2 3 |
8 | Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться. | 0 1 2 3 |
9 | Я испытываю интерес только к отдельным предметам. | 0 1 2 3 |
10 | Считаю, что успех в учебе - немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников. | 0 1 2 3 |
11 | Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей. | 0 1 2 3 |
12 | Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д. | 0 1 2 3 |
13 | Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком. | 0 1 2 3 |
14 | Хорошо учиться, не пропускать уроки - моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни. | 0 1 2 3 |
15 | На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы. | 0 1 2 3 |
16 | Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде). | 0 1 2 3 |
17 | Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи. | 0 1 2 3 |
18 | Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших. | 0 1 2 3 |
19 | Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.). | 0 1 2 3 |
20 | Учеба в моем возрасте - самое главное дело. | 0 1 2 3 |
21 | В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе. | 0 1 2 3 |
Ключ
Мотивы | Номера ответов |
Познавательные | 2 9 15 |
Коммуникативные | 3 10 16 |
Эмоциональные | 1 8 21 |
Саморазвития | 6 13 19 |
Позиция школьника | 7 14 20 |
Достижения | 5 12 18 |
Внешние (поощрения, наказания) | 4 11 17 |