Отрасли психологии, причины выделения отраслей психологии

Истрия становления психологии как науки

Этапы:

Психология как наука о думе

С 4 века до н.э. до 17 века, основатель психологии – Аристотель написал «Трактат о думе»

Психология как наука о сознании

С 17 века до конца 19 века, основатель – Декарт

В.Вундт открыл первую лабораторию по исследованию мозга

Появился метод самонаблюдения

Сознание – способность человека думать, желать, чувствовать.

Появляется психоанализ, основатель З.Фрейд

Психология как наука о поведении

Конец 19 века – середина 20 века (50-60 года)

Появление бихевиоризма, основатель - Дж.Уотсон

Вклад бихевиоризма в развитие науки:

- психология стала носить естественно научный характер

-из психологии выделились отрасли: психофизика, социальная психология, нейрофизиология, зоопсихология

-начало изучаться поведение животных

-было положено начало исследований познавательных процессов и навыков обучений

Психология как наука о психике и психических явлениях

 

Психические явления

1)Психические процессы - осознаваемые и неосознаваемые (познавательные, эмоциональные, волевые)

2)Психические состояния

3)Психические свойства (направлять, способности, характер, темперамент)


 


Психоанализ

Основатель З.Фрейд.

Фрейд рассматривал поведение человека, как проявление биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека, на которые влияют его воспитание в семье в детском возрасте, считал, что мы не осознаем причины нашего поведения, так как они скрыты от нас, происходящее с нами результат бессознательного и подсознательного, содержимое которого накапливается в течение всей жизни.

 

Структура психики по Фрейду

Id – врожденный компонент, включающий в себя общее инстикнтивное влечение и поиск удовольствия. 2 составляющих:

-танатос – агрессивный, разрушающий испульс

-либидо – любовный, позитивный, сексуальный импульс

Id свойственно животным

Super Ego – сознание включает в себя нормы поведения (как хорошего, так и плохого), усвояемые с помощью родителей и подкрепляемые ими.

Ego – рациональная часть психики, объясняющая происходящее помогает ослабить или снять конфликт между либидо и танатосом с одной стороны.

С другой стороны что перенимает человек от родителей или процесса воспитания с ними.

Стадии психосексуального развития

1.Оральная (0-2 года)

2.Анальная (2-3 года)

3.Фаллическая (4-5 лет)

4.Латентная (6-12 лет)

5.Генитальная 912-18 лет)


 


Бихевиоризм

Основоположник – Дж.Уотсон черпал свои идеи в трудах Павлова

Схема поведения:

(стимул) S < - > R (реакция)

Главная детерминанта, определяющая направление психического развития ребенка, - это воздействие окружающей среды

S – V – R это схема поведения по Эд.Толмен, V промежуточные переменные, недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания

У младенца всего 3 врожденные формы поведения:

-гнев (в ситуации ограничения движений новорожденного)

-страх (при потере опоры или при резком звуке удара молотка по стальном бруску)

-любовь (проявления удовольствия у ребенка вызываются поглаживаниями, похлопываниями)

Исходя из результатов проведения экспериментов с младенцами, бихевиористы подчеркивали важность особой организации среды (стимуляции) чтобы контролировать поведение ребенка, предсказывать возможные реакции, вызывать желательные формы поведения и избегать появления и закрепления неподходящих страхов (страхов, капризов, избалованности)

Бихевиористы внесли особый вклад в исследование различных форм социального поведения:

-тревожности

-агрессии

-конформизма

Агрессия – целенаправленное, намеренное причинение ущерба живому существу, объекту или себе

Виды агрессии:

1)физическая

2)вербальная

3)косвенная

4)негативизм

5)подозрительность

6)разрушительность

7)обида                                 > аутоагрессия (агрессия на самого себя)

8)чувство вины                    >

Конформизм – податливость личности воображаемому или реальному давлению группы. Человек меняет личные установки и поведение в соответствии с позицией большинства, хотя ранее он ее не разделял, отказ от собственного мнения.

Типы поведения связанные с конформизмом:

-внешний конформизм

-внутренний конформизм

-негативизм

-нонконформизм

Типы обучения:

-классическое обуславливание – простейший тип обучения, основанный на безусловных рефлексах в поведении детей и животных

-оператное обуславливание – тип обучения, при котором человек контролирует свое поведение, ориентируясь на вероятные последствия, осуществляется через подкрепление. При положительном подкреплении может быть что-то приятное

-наблюдение

-наказание

1)физическое применение телесного ущерба\ставить в угол

2)вербальное (угрозы)

3)игнорирование

4)лишение удовольствий

При наказании человеку навязывают что-то неприятное или отбирают что-то приятное

Отрасли психологии, причины выделения отраслей психологии

 -широкое внедрение психологии во все сферы научной и практической деятельности

-появление новых психологических знаний

Отрасли:

Фундаментальные – имеют общее значение для понимания и объяснения различных психологических явлений, в том числе поведение человека вне зависимости от того, каким родом деятельности он занимается

Прикладные – достижения исполняются на практике (первичные (узконаправленные) и синтетические)

Общая психология – отрасль определяющая фундаментальные психологические знания и решающая задачи по исследованию индивида. Включает в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии

Основные понятия:

-психические процессы

-психические состояния

-психические свойства

Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания

Исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, а также изучает условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения

Сферы применения педагогической психологии:

-психология дошкольного воспитания

-психология обучения и воспитания в школьном возрасте (младший, средний и старший школьный возраст)

-психология профессионального обучения

-психология высшей школы

Возрастная психология – отрасль, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости

Разделы возрастной психологии:

-психология детства

-психология юности

-психология зрелого возраста

-геронтопсихология

Кризис 3 лет – определяет физическую автономию ребенка от родителя

Характерные черты: упрямство, строптивость, негативизм, агрессия

Кризис 14 лет – эмоциональная автономия ребенка от родителя

Кризис 30 лет

Кризис 45 лет

Дифференциальная психология – отрасль, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий. Термин был введен Т.Штерном в 1900г, основными методами дифференциальной психологии являются тесты.

Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы, а также психологические характеристики самих групп. Термин был введен в 1908г Ч.Макдуголлом и А.Россом

Основные разделы социальной психологии:

-закономерности общения и взаимодействия людей (роль общения в системе (общественных и межличностных отношений)

-психологические характеристики социальных групп, как больших (классы,нации), так и малых (сплоченность, лидерство и тд)

-психология личности (проблемы, социальные установки, социализации)

Медицинская психология – отрасль, изучающая профилактику, диагностику, лечение, экспертизу и реабилитацию больных.

Важнейшие проблемы медицинской психологии:

-взаимодействие психических и соматических процессов

-закономерности формирования у больного представления о своем заболевании

-изучение динамики осознания своего состояния у больного

-изучение психологического воздействия лечебных методов и средств

Эмоции

Отличаются от эффектов длительностью и тем, что эмоции представляют собой реакцию на текущие событие, но и на вероятное или вспоминаемые

Биологические эмоции: гнев, печаль, радость, страх

Социальные эмоции: стыд, обида

Чувства

Как правило предметны и конкретны, отличаются от эмоций тем, что в большей степени связаны с социальной сферой, а не с биологическими процессами

3 группы чувств:

-нравственные

-эстетические

-интеллектуальные

Настроение – самое длительное состояние, окрашивающее все поведения, отличаются от эмоций меньшей интенсивностью и меньшей предметностью


 


Психические процессы

Первичные регуляторы поведения человека имеют определенное начало, течение и конец. На их основе формируются определенные состояния, а также знания, умения, навыки

Познавательные психические процессы – процессы, связанные с восприятием и переработкой информации (представления, ощущения, восприятие, воображение). При помощи этих процессов человек получает сведения об окружающем мире и о себе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: