Истрия становления психологии как науки
Этапы:
Психология как наука о думе
С 4 века до н.э. до 17 века, основатель психологии – Аристотель написал «Трактат о думе»
Психология как наука о сознании
С 17 века до конца 19 века, основатель – Декарт
В.Вундт открыл первую лабораторию по исследованию мозга
Появился метод самонаблюдения
Сознание – способность человека думать, желать, чувствовать.
Появляется психоанализ, основатель З.Фрейд
Психология как наука о поведении
Конец 19 века – середина 20 века (50-60 года)
Появление бихевиоризма, основатель - Дж.Уотсон
Вклад бихевиоризма в развитие науки:
- психология стала носить естественно научный характер
-из психологии выделились отрасли: психофизика, социальная психология, нейрофизиология, зоопсихология
-начало изучаться поведение животных
-было положено начало исследований познавательных процессов и навыков обучений
Психология как наука о психике и психических явлениях
Психические явления
|
|
1)Психические процессы - осознаваемые и неосознаваемые (познавательные, эмоциональные, волевые)
2)Психические состояния
3)Психические свойства (направлять, способности, характер, темперамент)
Психоанализ
Основатель З.Фрейд.
Фрейд рассматривал поведение человека, как проявление биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека, на которые влияют его воспитание в семье в детском возрасте, считал, что мы не осознаем причины нашего поведения, так как они скрыты от нас, происходящее с нами результат бессознательного и подсознательного, содержимое которого накапливается в течение всей жизни.
Структура психики по Фрейду
Id – врожденный компонент, включающий в себя общее инстикнтивное влечение и поиск удовольствия. 2 составляющих:
-танатос – агрессивный, разрушающий испульс
-либидо – любовный, позитивный, сексуальный импульс
Id свойственно животным
Super Ego – сознание включает в себя нормы поведения (как хорошего, так и плохого), усвояемые с помощью родителей и подкрепляемые ими.
Ego – рациональная часть психики, объясняющая происходящее помогает ослабить или снять конфликт между либидо и танатосом с одной стороны.
С другой стороны что перенимает человек от родителей или процесса воспитания с ними.
Стадии психосексуального развития
1.Оральная (0-2 года)
2.Анальная (2-3 года)
3.Фаллическая (4-5 лет)
4.Латентная (6-12 лет)
5.Генитальная 912-18 лет)
Бихевиоризм
Основоположник – Дж.Уотсон черпал свои идеи в трудах Павлова
Схема поведения:
(стимул) S < - > R (реакция)
Главная детерминанта, определяющая направление психического развития ребенка, - это воздействие окружающей среды
|
|
S – V – R это схема поведения по Эд.Толмен, V промежуточные переменные, недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания
У младенца всего 3 врожденные формы поведения:
-гнев (в ситуации ограничения движений новорожденного)
-страх (при потере опоры или при резком звуке удара молотка по стальном бруску)
-любовь (проявления удовольствия у ребенка вызываются поглаживаниями, похлопываниями)
Исходя из результатов проведения экспериментов с младенцами, бихевиористы подчеркивали важность особой организации среды (стимуляции) чтобы контролировать поведение ребенка, предсказывать возможные реакции, вызывать желательные формы поведения и избегать появления и закрепления неподходящих страхов (страхов, капризов, избалованности)
Бихевиористы внесли особый вклад в исследование различных форм социального поведения:
-тревожности
-агрессии
-конформизма
Агрессия – целенаправленное, намеренное причинение ущерба живому существу, объекту или себе
Виды агрессии:
1)физическая
2)вербальная
3)косвенная
4)негативизм
5)подозрительность
6)разрушительность
7)обида > аутоагрессия (агрессия на самого себя)
8)чувство вины >
Конформизм – податливость личности воображаемому или реальному давлению группы. Человек меняет личные установки и поведение в соответствии с позицией большинства, хотя ранее он ее не разделял, отказ от собственного мнения.
Типы поведения связанные с конформизмом:
-внешний конформизм
-внутренний конформизм
-негативизм
-нонконформизм
Типы обучения:
-классическое обуславливание – простейший тип обучения, основанный на безусловных рефлексах в поведении детей и животных
-оператное обуславливание – тип обучения, при котором человек контролирует свое поведение, ориентируясь на вероятные последствия, осуществляется через подкрепление. При положительном подкреплении может быть что-то приятное
-наблюдение
-наказание
1)физическое применение телесного ущерба\ставить в угол
2)вербальное (угрозы)
3)игнорирование
4)лишение удовольствий
При наказании человеку навязывают что-то неприятное или отбирают что-то приятное
Отрасли психологии, причины выделения отраслей психологии
-широкое внедрение психологии во все сферы научной и практической деятельности
-появление новых психологических знаний
Отрасли:
Фундаментальные – имеют общее значение для понимания и объяснения различных психологических явлений, в том числе поведение человека вне зависимости от того, каким родом деятельности он занимается
Прикладные – достижения исполняются на практике (первичные (узконаправленные) и синтетические)
Общая психология – отрасль определяющая фундаментальные психологические знания и решающая задачи по исследованию индивида. Включает в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии
Основные понятия:
-психические процессы
-психические состояния
-психические свойства
Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания
Исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, а также изучает условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения
Сферы применения педагогической психологии:
-психология дошкольного воспитания
-психология обучения и воспитания в школьном возрасте (младший, средний и старший школьный возраст)
-психология профессионального обучения
|
|
-психология высшей школы
Возрастная психология – отрасль, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости
Разделы возрастной психологии:
-психология детства
-психология юности
-психология зрелого возраста
-геронтопсихология
Кризис 3 лет – определяет физическую автономию ребенка от родителя
Характерные черты: упрямство, строптивость, негативизм, агрессия
Кризис 14 лет – эмоциональная автономия ребенка от родителя
Кризис 30 лет
Кризис 45 лет
Дифференциальная психология – отрасль, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий. Термин был введен Т.Штерном в 1900г, основными методами дифференциальной психологии являются тесты.
Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы, а также психологические характеристики самих групп. Термин был введен в 1908г Ч.Макдуголлом и А.Россом
Основные разделы социальной психологии:
-закономерности общения и взаимодействия людей (роль общения в системе (общественных и межличностных отношений)
-психологические характеристики социальных групп, как больших (классы,нации), так и малых (сплоченность, лидерство и тд)
-психология личности (проблемы, социальные установки, социализации)
Медицинская психология – отрасль, изучающая профилактику, диагностику, лечение, экспертизу и реабилитацию больных.
Важнейшие проблемы медицинской психологии:
-взаимодействие психических и соматических процессов
-закономерности формирования у больного представления о своем заболевании
-изучение динамики осознания своего состояния у больного
-изучение психологического воздействия лечебных методов и средств
Эмоции
Отличаются от эффектов длительностью и тем, что эмоции представляют собой реакцию на текущие событие, но и на вероятное или вспоминаемые
Биологические эмоции: гнев, печаль, радость, страх
|
|
Социальные эмоции: стыд, обида
Чувства
Как правило предметны и конкретны, отличаются от эмоций тем, что в большей степени связаны с социальной сферой, а не с биологическими процессами
3 группы чувств:
-нравственные
-эстетические
-интеллектуальные
Настроение – самое длительное состояние, окрашивающее все поведения, отличаются от эмоций меньшей интенсивностью и меньшей предметностью
Психические процессы
Первичные регуляторы поведения человека имеют определенное начало, течение и конец. На их основе формируются определенные состояния, а также знания, умения, навыки
Познавательные психические процессы – процессы, связанные с восприятием и переработкой информации (представления, ощущения, восприятие, воображение). При помощи этих процессов человек получает сведения об окружающем мире и о себе.