— направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение»
Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:
> человек целостен и должен изучаться в его целостности;
> каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
> человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность;
> человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
> человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
> человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
|
|
> человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Основными представителями данного направления являются
А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, R Мэй, Ф. Бэррон и др.
А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:
1) физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;
2) потребности в безопасности — потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;
3) потребности в принадлежности и любви — потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;
4) потребности уважения (почитания) — потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;
5) познавательные потребности — потребность знать, уметь, понимать, исследовать;
6) эстетические потребности — потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;
7) потребности самоактуализации — потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.
НЛП в психологии
направление в психотерапии и практической психологии, основанное на технике моделирования (копирования) вербального и невербального поведения людей, добившихся успеха в какой-либо области, и наборе связей между формами речи, движением глаз, тела и памятью[3][4].
|
|
Было разработано в 1960-х — 1970-х годах группой соавторов (Джон Гриндер, Ричард Бендлер), вскоре приобрело популярность. В настоящее время НЛП практикуется в основном тренинговыми компаниями, а также коммерческими организациями в психологических тренингах для персонала. Об НЛП выпускается большое количество популярной литературы.
Достигается это с помощью овладения тайнами мастерства людей, уже добившихся успеха в какой-либо сфере:
1) самоуправлении;
2) деловом или бытовом общении;
3) конфликтологии;
4) фитнес-культуре;
5) бизнесе/коммерции/рекламе;
6) творчестве;
7) коучинге;
8) психотерапии.