Соотношение генотипических и средовых обусловленностей в развитии ребенка

Проблема генотипической и средовой обусловленности развития психики и поведения связана с выяснением того, как соотносятся данные человеку с рождения особенности организма и генетически обусловленные законы его созревания с возможностями развития, обучения, воспитания, приобретения знаний, умений и навыков, с развитием интеллектуальных способностей, с формированием личностных качеств ребенка.

Все современные ученые признают, что психика и поведение человека во многих своих проявлениях имеют врожденный характер. Развитие представляет собой переход растущего организма на более высокую ступень, и этот переход может зависеть как от созревания, так и от научения.

Одна из точек зрения: становление психики и поведения человека есть результат эволюционного преобразования генетически заложенных в организме с рождения возможностей, существующих в виде задатков.

Другая у любого человека независимо от его природных анатомо-физиологических особенностей можно сформировать любые психологические и поведенческие свойства, доведя их развитие до любого уровня с помощью обучения и воспитания.

Третья точка зрения, именуемая вероятностной, или стохастической, теорией развития, имеет в настоящее время больше всего сторонников. В ней утверждается, что конечный результат развития, достигаемый на каждой его ступени, изначально в генотипе не заложен.

Четвертую точку зрения можно было бы назвать функциональной., Л. С. Выготский имел в виду процесс развития познавательных функций человека —восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления. Но основные положения данной теории применимы и к развитию личности ребенка. Принято считать, что развитие психики и поведения идет в направлении от инстинктивных к разумным, от бессознательных к сознательным формам.

Общие закономерности психического развития ребенка.

Очень интенсивно ребёнок развивается в первые три года. Трёх летний малыш много умеет: -он способен к самообслуживанию; вступает во взаимоотношения; усвоил речь и хорошо её чувствует; заявляет о своей личности; демонстрирует на что способен («Я сам!»).

Именно в дошкольном возрасте: -активно развиваются все психические процессы; -появляются тонкие переживания; -рождаются новые высшие чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные); складываются интересы; -развиваются способности, закладываются основы характера. В психическом развитии проявляются количественно-качественные изменения.

В младших возрастах быстро увеличивается количественный состав слов. 1г. – 10 слов. Количественные изменения ведут к изменениям качественным. 1,5г. – 20 слов. 2г. – 200 слов. Развитие отдельных органов и психических функций происходит, не изолировано друг от друга, а взаимосвязано и обусловлено. Рост и развитие отдельных органов, систем, психических функций протекают не параллельно и не с одинаковой степенью интенсивности. Каждая функция мозга имеет строго определённое время начала и время завершения свое эволюции. Так, развитие воображения не совпадает с развитием функций волевых действий.

Отдельные психические функции ребёнка: -1,5 – 3 года – речь; -3-6 лет – восприятие, мышление, воображение и др.; -5-6 лет – координация движений (балет, фигурное катание и т.д.).Имеют свои сроки развития 5-6 лет – чтение, 6-7 лет – учебные навыки
Важность своевременного влияние на те психические функции индивидуальные развития которые только начинают развиваться различия детей.

В сензитивный период можно достичь предельного развития той или иной функции, иначе эта возможность будет «похоронена» в детстве. Природой определено календарное время индивидуально для каждого ребёнка. Деятельность развития органов, систем психических функций регулируется ЦНС и её высшим отделом – корой головного мозга.

В целом развитие организма у детей протекает не одинаково и зависи т: -от наследственности; -от среды; -от обучения и воспитания; -от активности самого ребёнка.


Вариант2.

Общие закономерности психического развития ребенка.

Психическое развитие ребёнка подчиняется определённым закономерностям. Их сформулировал Выготский.

1)Закон сензитивности и неравномерности психического развития.

Сензитивность - особая чувствительность и восприимчивость, наибольшая благоприятность к психолого-педагогическим воздействиям. В отдельные периоды жизни на первый план выходит развитие одних психических функций, и они интенсивно развиваются, а развитие других замедляется.

2)Закон метаморфозы детского развития.

Маленький ребёнок - это не просто маленький взрослый. У ребёнка другая отличная психика и его развитие - это есть цепь качественных изменений.

3) Закон развития высших психических функций.

Уже в детстве, по мнению Выготского, начинают складываться собственно-человеческая психика(ребёнок имеет также, как и животные, внимание, память, восприятие, ощущение, но для его психики характерны высшие психические функции, т.е. они произвольны, осознанны, регулируются волей и имеют социальный характер).

4) Закон темпа психического развития.

Детское развитие имеет сложную организацию во времени, свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, свой темп, который меняется в разные годы жизни, так год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве. Поэтому говоря о развитии ребёнка необходимо иметь введу все его составляющие и не только внешние факторы, но и условия его развития.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: