В основе онтогенетической теории психического развития А. Н. Леонтьева лежит общепсихологическая теория деятельности. Развертывает структуру деятельности в двух параллельных, взаимодействующих плоскостях: внешней и внутренней. Внешняя плоскость предполагает иерархию: деятельность, действие, операция, движение. Внутренняя плоскость задается иерархией: мотив, цель, средство, условие. Соответственно, деятельность определяется мотивом, действие — целью, операция — средством, движение — условиями. Обе плоскости функционируют как одно целое.
А. Н. Леонтьев рассматривает психику как интериоризованную деятельность, которая экстериоризуется, как только возникают какие-то препятствия ее внутреннего протекания. Поэтому любые формы психического отражения являются, по А. Н. Леонтьеву, видами (или подвидами) деятельности (например, общение — это коммуникативная деятельность, восприятие — перцептивная деятельность и т.д.). Принцип деятельности и был положен в основу теории онтогенеза психики.
А. Н. Леонтьев прежде всего изучал проблемы, связанные с источниками и движущими силами психического развития ребенка. Он сформулировал положение о том, что психическое развитие человека качественным образом отличается от развития психики животных.
В основе периодизации развития лежит тип ведущей деятельности:
1) младенчество – непосредственно-эмоциональное общение ребенка и взрослого;
2) раннее детство – предметная деятельность;
3) дошкольное детство – игра;
4) школьный возраст – учение;
5) подростковый возраст – общественно полезная деятельность+ общение со сверстниками;
6) юношеский возраст – учебно-профессиональная деятельность.
Теория развития личности Л.И. Божович.
Теория развития личности Л. И. Божович, опирается на понятия социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В личностных новообразованиях она выделяет центральное новообразование и потребности.
Вслед за Л. С. Выготским Л. И. Божович выстраивает линию возрастных кризисов: новорожденного, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста.
Деление развития на этапы выглядит у нее так:
1)младенчество: начинается кризисом новорожденное; ребенок характеризуется беспомощностью, его деятельность опосредуется взрослым; центральным новообразованием являются аффективно заряженные представления;
2)раннее детство: начинается кризисом 1-го года; ребенок характеризуется самостоятельностью; со стороны взрослых к нему уже предъявляются требования; центральным новообразованием является система "Я", появляется потребность в самоутверждении;
3)дошкольное детство: начинается кризисом 3 лет; центральное новообразование — внутренняя позиция, потребность в которой (внутренняя позиция школьника) и появляется;
4)младшее школьное детство: начинается кризисом 7 лет; начинает осознаваться свое социальное "Я"; со стороны взрослых предъявляется новая система требований.
Модель развития общения М.И. Лисиной.
М. И. Лисина считает потребность в общении самостоятельной и отличной от всех других видов потребностей. В качестве мотива деятельности общения выступает партнер по общению.
Мотивы делятся на 3 группы — познавательные, деловые и личностные. В качестве средств общения рассматриваются экспрессивно-мимические движения, предметные действия и речевые операции.
Каждая из выделенных форм общения характеризуется: 1) временем, 2) местом, 3) содержанием потребности, 4) ведущими мотивами и 5) средствами общения.
В периодизации развития общения выделяются следующие формы:
1) ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (первое полугодие жизни); потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых
2) ситуативно-деловое общение (6 мес — 2 года); основной выступает потребность в сотрудничестве. На этом этапе общение включается в практическую деятельность малыша и основным его мотивом становится деловой.
3) внеситуативно-познавательное общение (3—5 лет); в основе лежит потребность в уважительном отношении взрослого.
4) внеситуативно-личностное общение (6—7 лет). Возникает на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании.
Сформированность навыков общения является очень важным показателем развития ребенка и одним из факторов, способствующих его успешной адаптации и к школьному обучению.