Основные социально-психологические проблемы инвалидов

Инвалидностькаксостояниеставитпередчеловекомрядспецифическихсоциально-психологическихпроблем. Наиболеераспространеннымиявляютсяизоляцияифрустрация. Одиночествоявляетсязначимымкомпонентомвструктуренегативныхпереживаний. И.Д. Яломвыделяеттритипаизоляции: межличностную, котораяпереживаетсякакодиночество, т.е. изоляцияотдругихчленовобщества; внутриличностную, которуюонинтерпретируеткак «процесс, посредствомкоторогочеловекотделяетдруготдругачастисамогосебя, … когдачеловекдушитсобственныечувстваилистремления, принимает "нужно" и "следует" засобственныежелания, недоверяетсобственнымсуждениямилисамотсебяблокируетсобственныйпотенциал»[2]; экзистенциальнуюизоляциюонрассматриваеткакфундаментальную – отдаленностьчеловекаотмира.

Ф.Г. Майленоваподразделяетмежличностнуюизоляциюнасоциальнуюиэмоциональную. Одиночество, вызванноесоциальнойизоляцией, – этоощущениенедоступногокругаобщения, людей, способныхудовлетворитьпотребностьвобщениикактаковом, вмежличностныхконтактах, необязательноглубокихиблизких. Одиночество, вызванноеэмоциональнойизоляцией, наступаетиз-заотсутствияпривязанностикконкретномучеловекуиливслучае, когдачеловекотделяетсвоиэмоцииотвоспоминанийособытииистановитсянеспособнымкблизкимотношениямсдругимилюдьми. Ноободиночествеможноговоритьлишьтогда, когдасамчеловекосознаетнеполноценностьсвоихотношений, т.е. состояние, прикоторомпроисходитосознаниесобственнойдепривации[3].

Концептуальнаямодельодиночествакакрезультатосознанияличностьюситуациисобственнойдепривациипозволяетувидетьдепривационныеисточникиодиночества. Кодиночествуприводитдепривацияпотребностейличности; ситуациявнешнейотчужденностиприводитквнутреннейотчужденностикакспецифическойзащитнойреакции. О.Б. Долгиновавыделяеттриуровнянеудовлетворенияпотребностей: эмоциональный, когнитивный, психосоциальный[4]. Выборданныхтрехуровнейдепривацииобусловленобъективностьюположенийивыводов, содержащихсявтеориииметодологиипсихическогоотражения, котораясоотноситсясовзглядаминапроблемуфеноменологииодиночествакакнапереживаниеличностьюсостояниясобственнойдепривации. Депривацияэмоциональнаяможетбытьрассмотренакакнедостаточнаявозможностьдляустановленияинтимныхэмоциональныхотношенийскаким-либолицомилиразрывподобныхэмоциональныхсвязей, еслитаковыеужебылисозданы. Депривациякогнитивнаяопределяетсякакрезультатизменчивости, хаотичностиструктурывнешнегомирабезчеткогоупорядочиванияисмысла, котораянедаетвозможностипонимать, предвосхищатьирегулироватьпроисходящееизвне: социально-политическаянестабильностьобщества, неустойчивостьсоциальныхтребованийит.п. Депривациясоциальнаявозникаеткакрезультатограниченийвозможностейдляусвоенияавтономнойсоциальнойроли, напримерпроблемаудовлетворенияпрофессиональныхпритязаний.

Анализразличныхвидовдепривацииоткрываетпутивыходаличностиизсостоянияодиночества. Преодолениесостоянияодиночества – длительныйповременипроцессисопряженонсжеланиямичеловекаизменитьситуациюпсихическихпотребностей. Следующейзначимойсоциально-психологическойпроблемойявляетсяпроблемасоциальнойфрустрированности. Фрустрация (отлат. frustratio – обман, тщетноеожидание) – психическоесостояние, вызванноенеуспехомвудовлетворениипотребности, желания. Онавозникаетвситуацииконфликта, когда, например, удовлетворениепотребностинаталкиваетсянанепреодолимыеилитруднопреодолимыепреградыисопровождаетсяразличнымиотрицательнымипереживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаяниемит.п.

Ситуацияинвалидностинесетвсебедеструктивныйпотенциал. Ограниченностьжизнедеятельностиинеопределенностьбудущегофрустрируютинвалида, частоприводяткистощениюпсихическихсил. Однивинятвовсемсебя, другие – внешнееобстоятельства, третьиоказываютсяфаталистамиимирятсясситуациейфрустрации, четвертыеготовыактивновоздействоватьнаэтиобстоятельства, желаяизменитьих.

Прирассмотрениисоциально-психологическихпроблеминвалидовследуетучитыватьналичиеилиотсутствиекомплексанеполноценности. Термин "комплекснеполноценности" ввелнемецкийпсихиатрАльфредАдлер, считаяегополезнымдлясамосовершенствования: люди, которыеизначальночувствуютвчем-тосвоюнесостоятельность, пытаютсяэтокомпенсировать. Потребностьвсамоутверждении, стремлениеквластиистановитсятойдвижущейсилойчеловеческогоповедения, котораяформируетжизненныйстиль. Этотеоретическоепонятиеобозначаетэнергетическийпотенциалпсихическойактивности, вызванныйпереживаниемкаждымчеловекомвраннемдетствеощущениясобственнойнедостаточности.

Любойкомплексвчеловекетакилииначесвязанскаким-либоизъяном. Возникновениеегосвязываютснарушением "образатела" (вслучаевидимогофизическогодефекта) илиснизкойсамооценкой, сомнениямивсобственномсовершенстве (вомногихдругихслучаях). Самооценка, отношениексамомусебе – особосущественнаяхарактеристикадляинвалидов, таккакобществоставитихнаступенькуниже, чемздоровых. Этонеможетненаложитьотпечатокнаихсобственноеотношениексебе. Отсамооценкизависитобразжизничеловека, егоположениесредилюдей. Отнеезависитпротеканиесамогозаболевания: впсихологическихисследованияхбылообнаружено, чтоприпрочихравныхусловияхлечениеоказываетсяболееэффективнымдлялюдей, ценящихсебяболеевысоко. Характеризуясамооценкуинвалидов, психологиЦИЭТИНаобращаютвниманиенаеепротиворечивость. Этопроявляетсяиврезкихразличияхоценкисебяпоотдельнымкачествам, ивнесовпаденииосознаваемыхиподсознательныхкомпонентовсамооценки, ивбольшейвыраженностиуинвалидовтенденциидаватьсебекрайние (оченьвысокиеиоченьнизкие) оценки, втовремякакуздоровыхлюдейпреобладаеттенденцияксреднимпоказателямсамооценки. Завышеннаясамооценкаимеетвсвоейосновефункционированиемеханизмовпсихологическойзащиты, утратукритичности. Исследователивыяснилитакже, чтовысокаяоценкасебячастоприсутствуетлишьнавербальномуровне, углубленноежепсихологическоеисследованиеобнаруживаетумногихинвалидовнеудовлетворенностьсобой. Они, например, невысокооцениваютсвоюактивность, чтоуказываетнаинтровертированность, пассивность, попыткисдержатьэмоциональныепроявления. Частовстречаетсяэгоцентризм, озабоченностьсвоимстатусом, сосредоточенностьнасвоихпроблемах.

Рассмотренныевышепсихологическиепроблемыпрепятствуютустановлениюнормальныхотношенийсокружающими, негативносказываютсянаработоспособности, общеммировосприятиииусугубляютсоциальноеположениеинвалида.

Дляэффективнойработысинвалидами необходимотакжеучитыватьособенностипсихологическогосостоянияихличности: эмоциональной, когнитивнойиповеденческойсфер.

Эмоциональная сфера: эмоциональнаясенситивностьилабильностьсэлементамитревогиидепрессированности, частопринимающихлатентныйхарактерсосклонностьюкхронизации; переживаниескуки, внутреннегоконфликтамеждустремлениемксамостоятельностиисоциальнойзависимостью; переживаниеодиночества, ностальгияподрузьям, ограничениечувственногокругавосприятияокружающегомираи, какрезультат, нарастаниеподозрительностиипаранойяльнойнастроенности.

Когнитивная сфера: характернаяригидностьсуждений; монологизациямышления; склонностьксверхценнымобразованиям, поройдоходящимдобредовойнастроенности; смещениехронотипапереживанийвпрошлоеитревожно-ожидательнаянаправленностьихвбудущее (болезнь, ущемлениеправ, смерть); переживание"культурногоконфликта" междуранееусвоеннымиценностямииобразомжизни.

Поведенческая сфера: возрастаетготовностькконфликтам; переживаниесобственнойбеспомощности; качественноеизменениемежличностныхконтактов; возможнысуицидальныетенденциивповедении, которыемогутноситьхарактерскрытыйинапервыйвзглядпредставлятьсякак "несчастныеслучаи" илизапойныесостоянияприотсутствииклиническихпризнаковалкоголизмаванамнезе; осторожностьвустановленииновыхсоциальныхсвязей; алкоголизациянабытовомуровне, носящаяболее "защитный" характер, нежелинозологический.

Решаяосновныесоциальныепроблемыинвалидов (повышениесоциальногостатуса, улучшениематериальногоположения, профессиональнаявостребованность), специалистампосоциальнойработенеобходимоучитыватьличностныепсихологическиепроблемылюдейсограничениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: