Термин “реабилитация” вширокомсмыслеозначает “восстановление”. СогласноопределениюКомитетаэкспертовВОЗ, реабилитация – этоприменениецелогокомплексамер медицинского, социального, психологического, образовательногоипрофессиональногохарактерасцельюподготовкиилипереподготовкииндивидуумадонаивысшегоуровняегофункциональныхспособностей.
Применительноклюдямсограниченнымивозможностямиподреабилитациейпонимаюткомплексмедицинских, педагогических, технических, социально-культурныхмероприятий, целькоторыхобеспечитьимадаптациюиинтеграциювобществе, полноценнуюжизнь. Предпосылкойсамореализацииинвалидаявляетсядостижениеиммаксимальновозможнойсамостоятельностиинезависимойжизни.
Людисограниченнымивозможностями – уязвимаячастьобщества, поэтомуважнейшейявляетсязадачаулучшенияихположения, защитаихправисоциальныхинтересов. Этапроблематребуетконсолидацииусилийвсегообщества. Реабилитацияинвалидоввозможнатогда, когдагосударствопредоставляетимравныегражданскиеправаигарантируетэтиправаспециальнымизаконодательнымиактами, причемпоследниедолжныобеспечиватьинвалидампривилегированныевозможности.
СогласнодействующейнормативнойклассификациивРоссии, реабилитацияинвалидов – этопроцессисистемамедицинских, психологическихисоциально-экономическихмероприятий, направленныхнаустранениеиливозможноболееполнуюкомпенсациюограниченийжизнедеятельности.
Медицинскаяреабилитациянаправленанаполноеиличастичноевосстановлениеиликомпенсациютойилиинойнарушеннойилиутраченнойфункцииорганизмаилиназамедлениепрогрессированиязаболевания.
Правонабесплатнуюмедицинскуюреабилитационнуюпомощьзакрепленозаконодательствамиоздравоохраненииитруде. Предусмотренопенсионноеобеспечениевслучаеутратытрудоспособности, правогражданнаматериальноеобеспечениепредоставляетсянавесьсрокнетрудоспособности.
Реабилитациявмедицинеявляетсяначальнымзвеномсистемыобщейреабилитации, ибозаболевшийчеловекпреждевсегонуждаетсявмедицинскойпомощи. Посуществу, междупериодомлечениязаболевшегочеловекаипериодомегомедицинскойреабилитации, иливосстановительноголечения, нетчеткойграницы, таккаклечениевсегданаправленонавосстановлениездоровьяивозвращениектрудовойдеятельности, однакомероприятия помедицинскойреабилитацииначинаютсявбольничномучреждениипослеисчезновенияострыхсимптомовзаболевания – дляэтогоприменяютсявсевидынеобходимоголечения: хирургическое, терапевтическое, ортопедическое, курортноеидр.
Вседругиеформыреабилитации: психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая – проводятсянарядусмедицинской.
Внастоящеевремясуществуютпроблемысоотношенияматериальногообеспеченияисистемысоциальногообслуживанияинвалидов, таккакихнельзярассматриватьвотрыведруготдруга. Закондолженобъединитьэтисистемы, придатьимобщность. Онидолжныподкреплятьидополнятьдругдругадлядостиженияединойцелиинтеграцииинвалидоввобщество.
Такимобразом, Законосоциальнойзащитеинвалидовпризванрегламентироватьвеськомплексотношений, способствующихинтеграцииинвалидоввобществоисемью. Однакоэтопредполагаетиразработкуспециальныхнормативныхактовпоотдельнымаспектамсоциальнойзащитыисоциальногообслуживания. Законосоциальнойзащитеинвалидовкакнормативныйактконституциональногозначениябудетопределятьрядстатей, затрагивающихинтересыинвалидоввнормативныхактахдругихотраслейправа (гражданского, административногоит.д.).
Вцеломзаконопроектнаядеятельностьвсфересоциальнойзащитыинвалидовдолжнаобеспечитьследующиетребованияксистемеоказанияпомощиим:
- четкоебазированиенаоснованиях, предусмотренныхвкачествесамостоятельныхэлементоввсоответствующихстатьяхКонституцииРФ;
- исчерпывающийохватвсехслучаевпотребностивсоциальнойзащитезасчеторганизационнойперестройкиее: гарантированноерешениевопросовисходяизиндивидуально-конкретныхобстоятельствлица;
- адекватностьформиобъемовпомощисоциальнонеблагополучномучеловекувследствиенарушенийздоровья;
- объемматериальнойпомощидолженгарантироватьсоциальнуюзащищенностьлицаврамкахтребованийсоциальнойсправедливости;
- выборформиметодовсоциальнойпомощидолженбытьориентированнаудовлетворениепотребностейвысшегопорядка;
- учетиндивидуальнойконкретнойситуациисвозможностьюзамещенияоднихформдругими.
СпринятиемЗаконаосоциальнойзащитеинвалидовидругихнормативныхактовбыласозданасовременнаяправоваябазаирешенаосновнаязадача – достижениеединого, юридическивзаимоувязанногорегулированиявсехаспектовинтеграцииинвалидоввсемьюиобщество.
Понятие “социальнаяреабилитация” характеризуетвобобщенномвидепроцессусвоенияиндивидомопределеннойсистемызнаний, норм, ценностей, установок, образцовповедения, которыевходятвпонятиекультуры, присущейсоциальнойгруппеиобществувцелом, ипозволяютфункционироватьиндивидувкачествеактивногосубъектаобщественныхотношений.
Однойизцелейсоциальнойреабилитацииявляетсявосстановлениестатусаличности, обеспечениеусловийдляадаптациивсоциуме, предоставлениевозможностейдлятрудовойиобразовательнойдеятельности. Второйцельюсоциальнойреабилитацииявляетсяприспособлениечеловекаксоциальнойреальности, чтослужитнаиболееважнымусловиемнормальногофункционированияобщества.
Принципамиуспешнойсоциальнойреабилитацииявляются: какможноболеераннееначалоосуществленияреабилитационныхмероприятий, непрерывностьипоэтапностьихпроведения, системностьикомплексность, индивидуальныйподход. Социальнаяреабилитациякаквосстановлениеспособностиксоциальномуфункционированиюпообщемуправилувозможналишьвтомслучаеивтойстепени, вкоторыхиндивидобладалтакойспособностьюдоинвалидности. Развитьвпроцессереабилитациисоциофункциональныересурсыиндивидабольше, чемонибылиразвитывпериодегонормального, непатологическогоразвития, чащевсегоневозможно. Степеньжевозможностейипотребностейиндивидоввсоциальномфункционированиидостаточноразнообразна. Разбросвозможностейздеськолеблетсявширокомконтинууме: отполнойнеспособностииндивидовсинтеллектуальнымиограничениямиилиглубокимифизическимипатологиямиксоциальнойреабилитациидовозможностейсверхреабилитации, когдамобилизациясоциальныхиличностныхресурсовиндивидаприводитктому, чтоврезультатереализацииреабилитационныхпрограмминдивидоказываетсяинтегрированнымвсоциальноефункционированиебольше, чемдовозникновенияограничения.
Социальнаяреабилитация – процесс,которыйимеетначало, нонеимеетконца. Завершениевыполненияиндивидуальнойреабилитационнойпрограммывовсенеозначает, чтоструктурысоциальнойпомощимогутограничитьсятолькоматериальнойподдержкойинвалида, выплатойпенсийипособий. Социальныйпатронажлицасограниченнымивозможностями, известныйуровеньсоциальногонадзораиконтролянаднимнеобходимыинапоследующихэтапахегосуществованиясцельюсвоевременногооказанияпомощипринеобходимостиипредотвращениянегативнойдинамикипроцессов. Всядеятельностьпосоциальнойреабилитациилицсограниченнымивозможностями, будучисистемнойикомплексной, можетосуществлятьсясовсейсовокупностьюоргановиучрежденийсоциальнойсферы, преждевсегонарегиональномуровне, внезависимостиотихпринадлежностиксистемесоциальнойзащиты, здравоохранения, образования, занятости, культурыиспортаит. д. Межведомственнаякоординациявэтомнаправлениисоциальнойдеятельностиявляетсяособеннонеобходимой; обеспечениеэтойкоординациивходитвфункцииоргановгосударственногоуправлениянауровнетерритории. Однакосоциальнаяреабилитациянедолжнабытьнаправленанато, чтобысформироватьиждивенца, довольствующегосясоциальнымстатусомполучателяпособия. Веськомплексмероприятийсоциальнойреабилитациинаправленнавосстановлениеиразвитиеактивногосоциальногосубъекта, личности, способнойкволевымусилиям, трудовоймотивации, саморазвитию.
Социальнаяреабилитациякакпроцессставитпередсобойрядзадач: развитиетворческихспособностейиндивида, пробуждениесоциальнойактивности, воспитаниечувствасобственногодостоинства, стимулированиестремленияксамоопределениюиактивномуучастиювпреобразованиях, направленныхнаулучшениежизниобщества, формированиеспособностиквыборужизненнойпозиции, анедовольствованиерольюпассивногопотребителяльготипривилегий.
Социальнаяреабилитацияличностиосуществляетсяподвлияниемсовокупностимногихусловий, каксоциальноконтролируемыхинаправленноорганизуемых, такистихийных, возникающихспонтанно. Какимибыблагоприятныминибылиусловиясоциальнойреабилитации, еерезультатывомногомзависятотактивностисамойличности.
Втрадиционнойотечественнойсоциологиисоциальнаяреабилитациярассматриваетсякаксаморазвитиеличностивпроцессееевзаимодействиясразличнымисоциальнымигруппами, институтами, организациями, врезультатекотороговырабатываетсяактивнаяжизненнаяпозицияличности.
Социальнаяреабилитацияличности – этосложныйпроцессеевзаимодействияссоциальнойсредой, врезультатекоторогоформируютсякачествачеловекакакподлинногосубъектаобщественныхотношений. Носуществуютнекоторыекрайности, выходящиезарамкинормальногопроцессасоциальнойреабилитации, связанныевконечномсчетесместомличностивсистемеобщественныхотношений, сеесоциальнойактивностью. Такиекрайностиможноназватьотрицательнымивидамиприспособления. Одинизнихназываетсяконформизмом, чтоозначаетпассивное, лишенноеличногосодержанияпринятиесуществующегопорядкавещей, господствующихмнений. Конформизмхарактеризуетсяотсутствиемсобственнойпозиции, беспрекословнымследованиемопределеннымобразцам, подчинениемавторитетам.
Социальноезначениеконформизмасостоитвтом, чточеловексконформнымсознаниемсоздаетсебеалибивразличныхжизненныхситуациях, объясняясвоидействияилибездействияссылкаминасилуобстоятельств, чтодалеконебезразличнодлясоциальногоздоровьяобщества.
Процесссоциальнойреабилитации – этопроцессвзаимодействияличностииобщества. Данноевзаимодействиевключаетвсебя, соднойстороны, способпередачииндивидусоциальногоопыта, способвключенияеговсистемуобщественныхотношений, сдругойстороны, процессличностныхизменений. Этапрактикаявляетсянаиболеетрадиционнойдлясовременнойсоциологическойлитературы, гдеподсоциальнойреабилитациейпонимаетсяпроцесссоциальногостановлениячеловека, которыйвключаетвсебяусвоениеиндивидомсоциальногоопыта, системысоциальныхсвязейиотношений. Сущностьсоциальнойреабилитациисостоитвтом, чтовпроцессееечеловекформируетсякакчлентогообщества, ккоторомуонпринадлежит.
Социальнаяреабилитацияличности – сложный, противоречивыйпроцесс, длящийсянапротяжениивсейжизничеловека.
Последствиянеблагоприятныхусловийсоциальнойреабилитациимногочисленны. Этосвязаностем, чтопроцесссоциальнойреабилитацииосуществляетсяподвоздействиемразличныхфакторов, влияниекоторыхначеловеканеоднозначно, поройпротиворечиво, такимобразом, можноговоритьоналичииразличныхвидовжертвсоциальнойреабилитации. Реальныежертвынеблагоприятныхусловийсоциальнойреабилитации – инвалиды.
Оценкалюдейпоихвнешнемувидуипоумственнымспособностямхарактернадлянашегообразажизни. Мыпредвзятоотносимсянетолькокуродству, ноикталанту, идажеккрасоте. Вселюди, такилииначеотличающиесяотнас, вызываютунасособоеиневсегдадоброеотношение. Предрассудкиявляютсясоставнойчастьюнашейсоциальнойкультуры, ипопыткиизбавитьсяотнихмогутвызватьглубокоевнутреннеесопротивление.
Знанияфизическогоилипсихическогосостоянияиндивиданельзяотрыватьотпониманияегоиндивидуальности. Аэтозначит, чтопринятиеклиническогоподходаможетсоздатьнепреодолимуюпропастьмеждузнаниямииинтересамииндивидаиегоближайшегоокруженияиспециалистами, скоторымиониимеютдело.
Поддиагногенозомпонимаетсятакойпроцесс “навешивания” ярлыков, прикоторомприписываниечеловекукаких-либоотклоненийвразвитииилирасстройствусиливаетэтиотклоненияилидажесоздаетэтиотклоненияилирасстройства.
Проявленноеобществомвеликодушиепобольшейчастигарантируетадаптациюновыхграждан, которымиихнеприятиетрактуетсякакрезультатнамереннойдискриминации.
Способклассификациилюдейсограниченнымивозможностямиислова, которыеупотребляютприописаниитакихлюдей, отражаютиопределяютсостояниеиуровеньцивилизованностиобщества. Практикаиструктурапредназначенныхдляинвалидовучреждений, внедряясьвсознание, создаетсоответствующийнастройвобщественномсознании.
Впроцессеосуществлениясоциальнойреабилитацииинвалидоввозникаютследующиесоциальныепроблемы: недостаточныеформысоциальнойподдержки, недоступностьздравоохранения, образования, культуры, бытовогообслуживания, отсутствиенадлежащейархитектурнойсредыит.д. Срединихможновыделитьпроблемы, возникающиенамакро-, мезо-, микроуровне. Первостепенныесоциальныепроблемы – этопроблемы, затрагивающиеобществовцелом. Этоткомплекспроблемрешаетсяусилиямивсегообществаигосударства, направленныминасозданиеравныхвозможностейдлявсехвозрастныхгруппинвалидов.
Однойизосновныхпроблемэтогопорядкаявляетсяотношениеобществаигосударстваклицамсотклонениямивразвитии. Этоотношениепроявляетсявразличныхаспектах: всозданиисистемыспециальногообразования, обучения, трудоустройства, всозданииархитектурнойсреды, всозданиисистемыдоступногоздравоохраненияит.д.
Следствиемориентацииобществаигосударстванамедицинскуюмодельявляетсяизоляциячеловекасограниченнымивозможностямиотобществавспециализированномучреждении, развитиеунегопассивно-иждивенческихориентаций.
Традиционныйподходнеисчерпываетполнотыпроблемтойкатегориилюдей, окоторойидетречь. Внемяркоотражендефицитизученностичеловекасограниченнымивозможностями. Проблемаинвалидностинеограничиваетсямедицинскимаспектом, онавгораздобольшейстепениявляетсясоциальнойпроблемойнеравныхвозможностей.
Такаямысльвкорнеменяетподходктриаде "инвалид – общество – государство". Сутьэтогоизменениясостоитвследующем:
- главнаяпроблемачеловекасограниченнымивозможностямизаключаетсявнарушенииегосвязисмиром, вограниченноймобильности, бедностиконтактовссоциумом, вограниченномобщениисприродой, недоступностирядакультурныхценностей, аиногдаиэлементарногообразования. Этапроблема – следствиенетолькосубъективногофактора, каковымявляетсясостояниефизическогоипсихическогоздоровьячеловека, ноирезультатсоциальнойполитикиисложившегосяобщественногосознания, которыесанкционируютсуществованиенедоступнойдляинвалидаархитектурнойсреды, общественноготранспорта, социальныхслужб;
- человек, имеющийинвалидность, можетбытьтакжеталантлив, какичеловек, неимеющийпроблемсоздоровьем, нообнаружитьсвоидарования, развитьих, приноситьсихпомощьюпользуобществуемумешаетнеравенствовозможностей;
- инвалид – непассивныйобъектсоциальнойпомощи, аразвивающийсячеловек, которыйимеетправонаудовлетворениеразностороннихсоциальныхпотребностейвпознании, общении, творчестве;
- государствопризванонепростопредоставитьчеловеку, имеющемуинвалидность, определенныельготыипривилегии, онодолжнопойтинавстречуегосоциальнымпотребностямисоздатьсистемусоциальныхслужб, позволяющихнивелироватьограничения, препятствующиепроцессамегосоциальнойреабилитацииииндивидуальногоразвития.
Социальныепроблемыиногопорядкасвязанысрегиональнымиусловиями, сналичиемилиотсутствиемспецшкол, специальныхреабилитационныхцентров, специалистов-дефектологоввместахпроживаниясемей, гдеестьинвалид.
Посколькуспециальныеобразовательныеучрежденияраспределеныпостранекрайненеравномерно, тодети-инвалидычастовынужденыполучатьобразованиеивоспитаниевспециальныхшколахинтернатах. Попадаявтакуюшколу, дети-инвалидыоказываютсяизолированнымиотсемьи, отнормальноразвивающихсясверстников, отобществавцелом. Аномальныедетикакбызамыкаютсявособомсоциуме, вовремянеприобретаютнеобходимыйсоциальныйопыт. Закрытостьспециальныхобразовательныхучрежденийнеможетнесказатьсянаразвитииличностиребенка, наегоготовностиксамостоятельнойжизни.
Традиционализм, характерныйдляучебныхзаведений, какправило, проявляетсявориентациишколнапривычныедляинвалидовпрофессиислесаря, столяря, швеиит.д., хотяонипоройдалекиотихреальныхвозможностей. Крометого, необновляютсяметодыиформыпрофориентационнойработы, хотяновые, изменившиесяусловияжизнипозволяютставитьпроблемуполученияинвалидамисовременныхпрестижныхпрофессий; осуществлятьпрофессиональнуюподготовкупотемвидамтруда, вкоторыхестьпотребностьвданномрегионе, приналичиинесколькихспецшколибольшогоколичествавыпускниковорганизоватьцентрызанятостидляинвалидов.
Социальнаяреабилитацияпроисходитвмикросоциуме (семья) ивмакросоциуме (общество).
Медицинскиеисопутствующиеиммероприятия – лишьосновадляпроведениядальнейшейдолговременнойработыпосоциальнойреабилитацииинвалидавцеляхегоадаптациикжизниобществаисоциальнойсреде.
Какизвестно, подреабилитациейвширокомсмыслесловапонимаютитогвсехзатратидействий, которыеспособствуютобеспечениюлюдям, неполноценнымвследствиеврожденныхпороков, болезнейилинесчастныхслучаев, возможностивестинормальныйобразжизни, обретатьсвоеместовобществе, вполноймерепроявлятьсвоиспособности.
Реабилитационнаядеятельностьвключает:
1) развитиедуховныхифизическихспособностейинвалида, содействиевполучениисоответствующегообразования, включаяподготовкукнему, обеспечениеусловийдляучастиявжизниобществаинвалидов, чьивозможностиокончательнопризнаныкакдопускающиеобучениелишьпрактическимнавыкам;
2) содействиеввыполнениисоответствующейдеятельностиприневозможностиполученияпрогрессивногообразования (привыполнениинеквалифицированнойработы);
3) установлениереальногоиболеекомфортногоконтактасвнешниммиром;
4) поддержку, повышениеипостоянноевосстановлениефизическихиморальныхсил, атакжедушевногоравновесия;
5) облегчениебытовыхижилищныхусловий, организациюипроведениесвободноговремени, полноценноеучастиевобщественнойикультурнойжизни;
6) необходимостьвключениявпроцессреабилитациииадаптациинетолькосамихинвалидовкакпациентов, ноичленовегоближайшегоокружения;
7) заинтересованноеосмыслениенетолькосвоихсобственныхзадач, ноимотивационноокрашенноемоделированиесебявпредстоящем, прогнозируемомвосстановленииличностиинвалида.
Эффективностьсоциальнойреабилитациичеловекасограниченнымивозможностямиопределяетсянемеройсоответствиязаранеезаложенногоэталона “нормы”, какэтопринятовклиническойпрактике, астановлениемегоспособностикдальнейшейсамореализации, саморазвитию.
Необходимосформироватьличность, умеющуюпроявлятьнезависимостьотболезнииобстоятельств, сделатьпринеобходимостисвойжизненныйвыбор, вполнесоотносимыйсеесобственными, анезаданнымиидиктуемымиизвненамерениями, мотивами, установками. Следовательно, важендиалогиподлинноесотрудничествосинвалидом. Атмосферасовершенствованияповедениячеловекасограниченнымивозможностямипредполагаетразвитиесистемыинновационныхсоциологическихслужб, ориентированныхначеловекасограниченнымивозможностями, открывающихемудоступкобразованию, труду, спорту, искусству, широкомуобщению.
Цельсоциальнойреабилитации – «выравнивание» возможностейчеловека, имеющегоинвалидность, приближениеихквозможностямздоровыхлюдейдляполногоиактивногоучастиявжизниобщества.
СоциальнаяполитикавРоссии, ориентированнаянаинвалидов, взрослыхидетей, строитсясегоднянаосновемедицинскоймоделиинвалидности. Исходяизэтоймоделиинвалидностьрассматриваетсякакнедуг, заболевание, патология. Такаямодельвольноилиневольноослабляетсоциальнуюпозициючеловека, имеющегоинвалидность, ослабляетегосоциальнуюзначимость, обособляяегоотнормальногоздоровогосообщества, усугубляетегонеравныйсоциальныйстатус, обрекаянапризнаниесвоегонеравенства, неконкурентоспособностипосравнениюсдругимилюдьми.
Медицинскаямодельопределяетиметодикуработысинвалидом, котораяимеетпатерналистскийхарактерипредлагаетлечение, трудотерапию, созданиеслужб, помогающихчеловекувыжить.
Следствиемориентацииобществаигосударстванаэтумодельявляетсяизоляциячеловекасограниченнымивозможностямиотобществавспециализированномзаведении, развитиеунегопассивноиждивенческихориентаций.
Термин “инвалид” всилусложившейсятрадициинесетвсебедискриминационнуюидею, выражаетотношениеобществакинвалидукакксоциальнобесполезнойкатегории. Понятие “человексограниченнымивозможностями” втрадиционномподходеярковыражаетдефицитви´дениясоциальнойсущностичеловека. Проблемаинвалидностинеограничиваетсямедицинскимаспектом, этосоциальнаяпроблеманеравныхвозможностей.
Инвалидимеетправонавключениевовсеаспектыжизниобщества, нанезависимуюжизнь, самоопределение, свободувыбора, какивседругиелюди. Помочьемуреализоватьэтоправопризванасистемасоциальныхслужб.
Независимаяжизньпредполагаетснятиезависимостиотпроявленийнедуга, ослаблениеограничений, импорождаемых, становлениеиразвитиесамостоятельностиинвалида, формированиеунегоуменийинавыков, необходимыхвповседневнойжизни, чтодолжнодатьвозможностьинтеграции, азатемактивногоучастиявсоциальнойпрактике, полноценнойжизнедеятельностивобществе.
Человексограниченнымивозможностямидолженрассматриватьсякакэксперт, активноучаствующийвреализациипрограммсобственнойреабилитации. Выравниваниевозможностейобеспечиваетсяспомощьюсоциальныхслужб, помогающихпреодолетьспецифическиетрудностичеловека, имеющегоинвалидность, напутикактивнойсамореализации, творчеству, благополучномуэмоциональномусостояниювобществе. Восновенезависимойжизнилежит:
1. Компенсациявозможностей, недостающихотрождениялибоутраченныхвследствиеболезниилитравмы, засчетделегированностидругимлюдямнедостающихинвалидуфункцийисозданияемуусловийдляпреодолениянеприступныхранеепрепятствийокружающейсреды, (созданиеспецслужб “Персональныйассистент” и “Транспортнаяслужба”).
2. Организацияработысовсемиучастникамивзаимодействия: синвалидом, егосемьей, ближайшимокружениемчерезслужбы, ориентированныекакнасамихинвалидов, такинаихсемьюиблизких.
3. Интеграциявсовместнуюдеятельностьлюдейсограниченнымивозможностямиилюдей, неимеющихпроблемсоздоровьем. Этотпринципдолженбытьреализованпрактическивовсехвидахслужб.
4. Взаимопомощь – широкоеучастиевработедобровольныхпомощниковидобровольнаявзаимнаяподдержка.
Необходимоскорректироватьсуществующуюсоциальнуюполитику, вкоторойвсоответствиисмедицинскоймодельюинвалидностиакцентсделаннаметодахсегрегацииввидеспециальныхучебныхзаведений, специальныхсанаториев, которыеизолируютлюдейсинвалидностьюотсообщества, превращаютихвменьшинство, правакоторыхдискриминируются. Проблемаинтеграциилюдей, имеющихинвалидность, всферуобразованияитрудаощущаетсяособенноостро.
Необходимоснятьстрахинвалидапереднедоступнойсредой, раскрепощаяегоивысвобождаяегодуховныеифизическиесилы, направляяихнаразвитиеипроявлениеспособностейиталантов.