Социальнаяреабилитацияиеезначениедляинтеграцииинвалидоввобщество

Термин “реабилитация” вширокомсмыслеозначает “восстановление”. СогласноопределениюКомитетаэкспертовВОЗ, реабилитация – этоприменениецелогокомплексамер медицинского, социального, психологического, образовательногоипрофессиональногохарактерасцельюподготовкиилипереподготовкииндивидуумадонаивысшегоуровняегофункциональныхспособностей.

Применительноклюдямсограниченнымивозможностямиподреабилитациейпонимаюткомплексмедицинских, педагогических, технических, социально-культурныхмероприятий, целькоторыхобеспечитьимадаптациюиинтеграциювобществе, полноценнуюжизнь. Предпосылкойсамореализацииинвалидаявляетсядостижениеиммаксимальновозможнойсамостоятельностиинезависимойжизни.

Людисограниченнымивозможностями – уязвимаячастьобщества, поэтомуважнейшейявляетсязадачаулучшенияихположения, защитаихправисоциальныхинтересов. Этапроблематребуетконсолидацииусилийвсегообщества. Реабилитацияинвалидоввозможнатогда, когдагосударствопредоставляетимравныегражданскиеправаигарантируетэтиправаспециальнымизаконодательнымиактами, причемпоследниедолжныобеспечиватьинвалидампривилегированныевозможности.

СогласнодействующейнормативнойклассификациивРоссии, реабилитацияинвалидов – этопроцессисистемамедицинских, психологическихисоциально-экономическихмероприятий, направленныхнаустранениеиливозможноболееполнуюкомпенсациюограниченийжизнедеятельности.

Медицинскаяреабилитациянаправленанаполноеиличастичноевосстановлениеиликомпенсациютойилиинойнарушеннойилиутраченнойфункцииорганизмаилиназамедлениепрогрессированиязаболевания.

Правонабесплатнуюмедицинскуюреабилитационнуюпомощьзакрепленозаконодательствамиоздравоохраненииитруде. Предусмотренопенсионноеобеспечениевслучаеутратытрудоспособности, правогражданнаматериальноеобеспечениепредоставляетсянавесьсрокнетрудоспособности.

Реабилитациявмедицинеявляетсяначальнымзвеномсистемыобщейреабилитации, ибозаболевшийчеловекпреждевсегонуждаетсявмедицинскойпомощи. Посуществу, междупериодомлечениязаболевшегочеловекаипериодомегомедицинскойреабилитации, иливосстановительноголечения, нетчеткойграницы, таккаклечениевсегданаправленонавосстановлениездоровьяивозвращениектрудовойдеятельности, однакомероприятия помедицинскойреабилитацииначинаютсявбольничномучреждениипослеисчезновенияострыхсимптомовзаболевания – дляэтогоприменяютсявсевидынеобходимоголечения: хирургическое, терапевтическое, ортопедическое, курортноеидр.

Вседругиеформыреабилитации: психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая – проводятсянарядусмедицинской.

Внастоящеевремясуществуютпроблемысоотношенияматериальногообеспеченияисистемысоциальногообслуживанияинвалидов, таккакихнельзярассматриватьвотрыведруготдруга. Закондолженобъединитьэтисистемы, придатьимобщность. Онидолжныподкреплятьидополнятьдругдругадлядостиженияединойцелиинтеграцииинвалидоввобщество.

Такимобразом, Законосоциальнойзащитеинвалидовпризванрегламентироватьвеськомплексотношений, способствующихинтеграцииинвалидоввобществоисемью. Однакоэтопредполагаетиразработкуспециальныхнормативныхактовпоотдельнымаспектамсоциальнойзащитыисоциальногообслуживания. Законосоциальнойзащитеинвалидовкакнормативныйактконституциональногозначениябудетопределятьрядстатей, затрагивающихинтересыинвалидоввнормативныхактахдругихотраслейправа (гражданского, административногоит.д.).

Вцеломзаконопроектнаядеятельностьвсфересоциальнойзащитыинвалидовдолжнаобеспечитьследующиетребованияксистемеоказанияпомощиим:

- четкоебазированиенаоснованиях, предусмотренныхвкачествесамостоятельныхэлементоввсоответствующихстатьяхКонституцииРФ;

- исчерпывающийохватвсехслучаевпотребностивсоциальнойзащитезасчеторганизационнойперестройкиее: гарантированноерешениевопросовисходяизиндивидуально-конкретныхобстоятельствлица;

- адекватностьформиобъемовпомощисоциальнонеблагополучномучеловекувследствиенарушенийздоровья;

- объемматериальнойпомощидолженгарантироватьсоциальнуюзащищенностьлицаврамкахтребованийсоциальнойсправедливости;

- выборформиметодовсоциальнойпомощидолженбытьориентированнаудовлетворениепотребностейвысшегопорядка;

- учетиндивидуальнойконкретнойситуациисвозможностьюзамещенияоднихформдругими.

СпринятиемЗаконаосоциальнойзащитеинвалидовидругихнормативныхактовбыласозданасовременнаяправоваябазаирешенаосновнаязадача – достижениеединого, юридическивзаимоувязанногорегулированиявсехаспектовинтеграцииинвалидоввсемьюиобщество.

Понятие “социальнаяреабилитация” характеризуетвобобщенномвидепроцессусвоенияиндивидомопределеннойсистемызнаний, норм, ценностей, установок, образцовповедения, которыевходятвпонятиекультуры, присущейсоциальнойгруппеиобществувцелом, ипозволяютфункционироватьиндивидувкачествеактивногосубъектаобщественныхотношений.

Однойизцелейсоциальнойреабилитацииявляетсявосстановлениестатусаличности, обеспечениеусловийдляадаптациивсоциуме, предоставлениевозможностейдлятрудовойиобразовательнойдеятельности. Второйцельюсоциальнойреабилитацииявляетсяприспособлениечеловекаксоциальнойреальности, чтослужитнаиболееважнымусловиемнормальногофункционированияобщества.

Принципамиуспешнойсоциальнойреабилитацииявляются: какможноболеераннееначалоосуществленияреабилитационныхмероприятий, непрерывностьипоэтапностьихпроведения, системностьикомплексность, индивидуальныйподход. Социальнаяреабилитациякаквосстановлениеспособностиксоциальномуфункционированиюпообщемуправилувозможналишьвтомслучаеивтойстепени, вкоторыхиндивидобладалтакойспособностьюдоинвалидности. Развитьвпроцессереабилитациисоциофункциональныересурсыиндивидабольше, чемонибылиразвитывпериодегонормального, непатологическогоразвития, чащевсегоневозможно. Степеньжевозможностейипотребностейиндивидоввсоциальномфункционированиидостаточноразнообразна. Разбросвозможностейздеськолеблетсявширокомконтинууме: отполнойнеспособностииндивидовсинтеллектуальнымиограничениямиилиглубокимифизическимипатологиямиксоциальнойреабилитациидовозможностейсверхреабилитации, когдамобилизациясоциальныхиличностныхресурсовиндивидаприводитктому, чтоврезультатереализацииреабилитационныхпрограмминдивидоказываетсяинтегрированнымвсоциальноефункционированиебольше, чемдовозникновенияограничения.

Социальнаяреабилитация – процесс,которыйимеетначало, нонеимеетконца. Завершениевыполненияиндивидуальнойреабилитационнойпрограммывовсенеозначает, чтоструктурысоциальнойпомощимогутограничитьсятолькоматериальнойподдержкойинвалида, выплатойпенсийипособий. Социальныйпатронажлицасограниченнымивозможностями, известныйуровеньсоциальногонадзораиконтролянаднимнеобходимыинапоследующихэтапахегосуществованиясцельюсвоевременногооказанияпомощипринеобходимостиипредотвращениянегативнойдинамикипроцессов. Всядеятельностьпосоциальнойреабилитациилицсограниченнымивозможностями, будучисистемнойикомплексной, можетосуществлятьсясовсейсовокупностьюоргановиучрежденийсоциальнойсферы, преждевсегонарегиональномуровне, внезависимостиотихпринадлежностиксистемесоциальнойзащиты, здравоохранения, образования, занятости, культурыиспортаит. д. Межведомственнаякоординациявэтомнаправлениисоциальнойдеятельностиявляетсяособеннонеобходимой; обеспечениеэтойкоординациивходитвфункцииоргановгосударственногоуправлениянауровнетерритории. Однакосоциальнаяреабилитациянедолжнабытьнаправленанато, чтобысформироватьиждивенца, довольствующегосясоциальнымстатусомполучателяпособия. Веськомплексмероприятийсоциальнойреабилитациинаправленнавосстановлениеиразвитиеактивногосоциальногосубъекта, личности, способнойкволевымусилиям, трудовоймотивации, саморазвитию.

Социальнаяреабилитациякакпроцессставитпередсобойрядзадач: развитиетворческихспособностейиндивида, пробуждениесоциальнойактивности, воспитаниечувствасобственногодостоинства, стимулированиестремленияксамоопределениюиактивномуучастиювпреобразованиях, направленныхнаулучшениежизниобщества, формированиеспособностиквыборужизненнойпозиции, анедовольствованиерольюпассивногопотребителяльготипривилегий.

Социальнаяреабилитацияличностиосуществляетсяподвлияниемсовокупностимногихусловий, каксоциальноконтролируемыхинаправленноорганизуемых, такистихийных, возникающихспонтанно. Какимибыблагоприятныминибылиусловиясоциальнойреабилитации, еерезультатывомногомзависятотактивностисамойличности. 

Втрадиционнойотечественнойсоциологиисоциальнаяреабилитациярассматриваетсякаксаморазвитиеличностивпроцессееевзаимодействиясразличнымисоциальнымигруппами, институтами, организациями, врезультатекотороговырабатываетсяактивнаяжизненнаяпозицияличности.

Социальнаяреабилитацияличности – этосложныйпроцессеевзаимодействияссоциальнойсредой, врезультатекоторогоформируютсякачествачеловекакакподлинногосубъектаобщественныхотношений. Носуществуютнекоторыекрайности, выходящиезарамкинормальногопроцессасоциальнойреабилитации, связанныевконечномсчетесместомличностивсистемеобщественныхотношений, сеесоциальнойактивностью. Такиекрайностиможноназватьотрицательнымивидамиприспособления. Одинизнихназываетсяконформизмом, чтоозначаетпассивное, лишенноеличногосодержанияпринятиесуществующегопорядкавещей, господствующихмнений. Конформизмхарактеризуетсяотсутствиемсобственнойпозиции, беспрекословнымследованиемопределеннымобразцам, подчинениемавторитетам.

Социальноезначениеконформизмасостоитвтом, чточеловексконформнымсознаниемсоздаетсебеалибивразличныхжизненныхситуациях, объясняясвоидействияилибездействияссылкаминасилуобстоятельств, чтодалеконебезразличнодлясоциальногоздоровьяобщества.

Процесссоциальнойреабилитации – этопроцессвзаимодействияличностииобщества. Данноевзаимодействиевключаетвсебя, соднойстороны, способпередачииндивидусоциальногоопыта, способвключенияеговсистемуобщественныхотношений, сдругойстороны, процессличностныхизменений. Этапрактикаявляетсянаиболеетрадиционнойдлясовременнойсоциологическойлитературы, гдеподсоциальнойреабилитациейпонимаетсяпроцесссоциальногостановлениячеловека, которыйвключаетвсебяусвоениеиндивидомсоциальногоопыта, системысоциальныхсвязейиотношений. Сущностьсоциальнойреабилитациисостоитвтом, чтовпроцессееечеловекформируетсякакчлентогообщества, ккоторомуонпринадлежит.

Социальнаяреабилитацияличности – сложный, противоречивыйпроцесс, длящийсянапротяжениивсейжизничеловека.

Последствиянеблагоприятныхусловийсоциальнойреабилитациимногочисленны. Этосвязаностем, чтопроцесссоциальнойреабилитацииосуществляетсяподвоздействиемразличныхфакторов, влияниекоторыхначеловеканеоднозначно, поройпротиворечиво, такимобразом, можноговоритьоналичииразличныхвидовжертвсоциальнойреабилитации. Реальныежертвынеблагоприятныхусловийсоциальнойреабилитации – инвалиды.

Оценкалюдейпоихвнешнемувидуипоумственнымспособностямхарактернадлянашегообразажизни. Мыпредвзятоотносимсянетолькокуродству, ноикталанту, идажеккрасоте. Вселюди, такилииначеотличающиесяотнас, вызываютунасособоеиневсегдадоброеотношение. Предрассудкиявляютсясоставнойчастьюнашейсоциальнойкультуры, ипопыткиизбавитьсяотнихмогутвызватьглубокоевнутреннеесопротивление.

Знанияфизическогоилипсихическогосостоянияиндивиданельзяотрыватьотпониманияегоиндивидуальности. Аэтозначит, чтопринятиеклиническогоподходаможетсоздатьнепреодолимуюпропастьмеждузнаниямииинтересамииндивидаиегоближайшегоокруженияиспециалистами, скоторымиониимеютдело.

Поддиагногенозомпонимаетсятакойпроцесс “навешивания” ярлыков, прикоторомприписываниечеловекукаких-либоотклоненийвразвитииилирасстройствусиливаетэтиотклоненияилидажесоздаетэтиотклоненияилирасстройства.

Проявленноеобществомвеликодушиепобольшейчастигарантируетадаптациюновыхграждан, которымиихнеприятиетрактуетсякакрезультатнамереннойдискриминации.

Способклассификациилюдейсограниченнымивозможностямиислова, которыеупотребляютприописаниитакихлюдей, отражаютиопределяютсостояниеиуровеньцивилизованностиобщества. Практикаиструктурапредназначенныхдляинвалидовучреждений, внедряясьвсознание, создаетсоответствующийнастройвобщественномсознании.

Впроцессеосуществлениясоциальнойреабилитацииинвалидоввозникаютследующиесоциальныепроблемы: недостаточныеформысоциальнойподдержки, недоступностьздравоохранения, образования, культуры, бытовогообслуживания, отсутствиенадлежащейархитектурнойсредыит.д. Срединихможновыделитьпроблемы, возникающиенамакро-, мезо-, микроуровне. Первостепенныесоциальныепроблемы – этопроблемы, затрагивающиеобществовцелом. Этоткомплекспроблемрешаетсяусилиямивсегообществаигосударства, направленныминасозданиеравныхвозможностейдлявсехвозрастныхгруппинвалидов.

Однойизосновныхпроблемэтогопорядкаявляетсяотношениеобществаигосударстваклицамсотклонениямивразвитии. Этоотношениепроявляетсявразличныхаспектах: всозданиисистемыспециальногообразования, обучения, трудоустройства, всозданииархитектурнойсреды, всозданиисистемыдоступногоздравоохраненияит.д.

Следствиемориентацииобществаигосударстванамедицинскуюмодельявляетсяизоляциячеловекасограниченнымивозможностямиотобществавспециализированномучреждении, развитиеунегопассивно-иждивенческихориентаций.

Традиционныйподходнеисчерпываетполнотыпроблемтойкатегориилюдей, окоторойидетречь. Внемяркоотражендефицитизученностичеловекасограниченнымивозможностями. Проблемаинвалидностинеограничиваетсямедицинскимаспектом, онавгораздобольшейстепениявляетсясоциальнойпроблемойнеравныхвозможностей.

Такаямысльвкорнеменяетподходктриаде "инвалид – общество – государство". Сутьэтогоизменениясостоитвследующем:

- главнаяпроблемачеловекасограниченнымивозможностямизаключаетсявнарушенииегосвязисмиром, вограниченноймобильности, бедностиконтактовссоциумом, вограниченномобщениисприродой, недоступностирядакультурныхценностей, аиногдаиэлементарногообразования. Этапроблема – следствиенетолькосубъективногофактора, каковымявляетсясостояниефизическогоипсихическогоздоровьячеловека, ноирезультатсоциальнойполитикиисложившегосяобщественногосознания, которыесанкционируютсуществованиенедоступнойдляинвалидаархитектурнойсреды, общественноготранспорта, социальныхслужб;

- человек, имеющийинвалидность, можетбытьтакжеталантлив, какичеловек, неимеющийпроблемсоздоровьем, нообнаружитьсвоидарования, развитьих, приноситьсихпомощьюпользуобществуемумешаетнеравенствовозможностей;

- инвалид – непассивныйобъектсоциальнойпомощи, аразвивающийсячеловек, которыйимеетправонаудовлетворениеразностороннихсоциальныхпотребностейвпознании, общении, творчестве;

- государствопризванонепростопредоставитьчеловеку, имеющемуинвалидность, определенныельготыипривилегии, онодолжнопойтинавстречуегосоциальнымпотребностямисоздатьсистемусоциальныхслужб, позволяющихнивелироватьограничения, препятствующиепроцессамегосоциальнойреабилитацииииндивидуальногоразвития.

Социальныепроблемыиногопорядкасвязанысрегиональнымиусловиями, сналичиемилиотсутствиемспецшкол, специальныхреабилитационныхцентров, специалистов-дефектологоввместахпроживаниясемей, гдеестьинвалид.

Посколькуспециальныеобразовательныеучрежденияраспределеныпостранекрайненеравномерно, тодети-инвалидычастовынужденыполучатьобразованиеивоспитаниевспециальныхшколахинтернатах. Попадаявтакуюшколу, дети-инвалидыоказываютсяизолированнымиотсемьи, отнормальноразвивающихсясверстников, отобществавцелом. Аномальныедетикакбызамыкаютсявособомсоциуме, вовремянеприобретаютнеобходимыйсоциальныйопыт. Закрытостьспециальныхобразовательныхучрежденийнеможетнесказатьсянаразвитииличностиребенка, наегоготовностиксамостоятельнойжизни.

Традиционализм, характерныйдляучебныхзаведений, какправило, проявляетсявориентациишколнапривычныедляинвалидовпрофессиислесаря, столяря, швеиит.д., хотяонипоройдалекиотихреальныхвозможностей. Крометого, необновляютсяметодыиформыпрофориентационнойработы, хотяновые, изменившиесяусловияжизнипозволяютставитьпроблемуполученияинвалидамисовременныхпрестижныхпрофессий; осуществлятьпрофессиональнуюподготовкупотемвидамтруда, вкоторыхестьпотребностьвданномрегионе, приналичиинесколькихспецшколибольшогоколичествавыпускниковорганизоватьцентрызанятостидляинвалидов.

Социальнаяреабилитацияпроисходитвмикросоциуме (семья) ивмакросоциуме (общество).

Медицинскиеисопутствующиеиммероприятия – лишьосновадляпроведениядальнейшейдолговременнойработыпосоциальнойреабилитацииинвалидавцеляхегоадаптациикжизниобществаисоциальнойсреде.

Какизвестно, подреабилитациейвширокомсмыслесловапонимаютитогвсехзатратидействий, которыеспособствуютобеспечениюлюдям, неполноценнымвследствиеврожденныхпороков, болезнейилинесчастныхслучаев, возможностивестинормальныйобразжизни, обретатьсвоеместовобществе, вполноймерепроявлятьсвоиспособности.

Реабилитационнаядеятельностьвключает: 

1) развитиедуховныхифизическихспособностейинвалида, содействиевполучениисоответствующегообразования, включаяподготовкукнему, обеспечениеусловийдляучастиявжизниобществаинвалидов, чьивозможностиокончательнопризнаныкакдопускающиеобучениелишьпрактическимнавыкам;

2) содействиеввыполнениисоответствующейдеятельностиприневозможностиполученияпрогрессивногообразования (привыполнениинеквалифицированнойработы);

3) установлениереальногоиболеекомфортногоконтактасвнешниммиром; 

4) поддержку, повышениеипостоянноевосстановлениефизическихиморальныхсил, атакжедушевногоравновесия;

5) облегчениебытовыхижилищныхусловий, организациюипроведениесвободноговремени, полноценноеучастиевобщественнойикультурнойжизни; 

6) необходимостьвключениявпроцессреабилитациииадаптациинетолькосамихинвалидовкакпациентов, ноичленовегоближайшегоокружения;

7) заинтересованноеосмыслениенетолькосвоихсобственныхзадач, ноимотивационноокрашенноемоделированиесебявпредстоящем, прогнозируемомвосстановленииличностиинвалида. 

Эффективностьсоциальнойреабилитациичеловекасограниченнымивозможностямиопределяетсянемеройсоответствиязаранеезаложенногоэталона “нормы”, какэтопринятовклиническойпрактике, астановлениемегоспособностикдальнейшейсамореализации, саморазвитию.

Необходимосформироватьличность, умеющуюпроявлятьнезависимостьотболезнииобстоятельств, сделатьпринеобходимостисвойжизненныйвыбор, вполнесоотносимыйсеесобственными, анезаданнымиидиктуемымиизвненамерениями, мотивами, установками. Следовательно, важендиалогиподлинноесотрудничествосинвалидом. Атмосферасовершенствованияповедениячеловекасограниченнымивозможностямипредполагаетразвитиесистемыинновационныхсоциологическихслужб, ориентированныхначеловекасограниченнымивозможностями, открывающихемудоступкобразованию, труду, спорту, искусству, широкомуобщению.

Цельсоциальнойреабилитации – «выравнивание» возможностейчеловека, имеющегоинвалидность, приближениеихквозможностямздоровыхлюдейдляполногоиактивногоучастиявжизниобщества.

СоциальнаяполитикавРоссии, ориентированнаянаинвалидов, взрослыхидетей, строитсясегоднянаосновемедицинскоймоделиинвалидности. Исходяизэтоймоделиинвалидностьрассматриваетсякакнедуг, заболевание, патология. Такаямодельвольноилиневольноослабляетсоциальнуюпозициючеловека, имеющегоинвалидность, ослабляетегосоциальнуюзначимость, обособляяегоотнормальногоздоровогосообщества, усугубляетегонеравныйсоциальныйстатус, обрекаянапризнаниесвоегонеравенства, неконкурентоспособностипосравнениюсдругимилюдьми.

Медицинскаямодельопределяетиметодикуработысинвалидом, котораяимеетпатерналистскийхарактерипредлагаетлечение, трудотерапию, созданиеслужб, помогающихчеловекувыжить.

Следствиемориентацииобществаигосударстванаэтумодельявляетсяизоляциячеловекасограниченнымивозможностямиотобществавспециализированномзаведении, развитиеунегопассивноиждивенческихориентаций.

Термин “инвалид” всилусложившейсятрадициинесетвсебедискриминационнуюидею, выражаетотношениеобществакинвалидукакксоциальнобесполезнойкатегории. Понятие “человексограниченнымивозможностями” втрадиционномподходеярковыражаетдефицитви´дениясоциальнойсущностичеловека. Проблемаинвалидностинеограничиваетсямедицинскимаспектом, этосоциальнаяпроблеманеравныхвозможностей.

Инвалидимеетправонавключениевовсеаспектыжизниобщества, нанезависимуюжизнь, самоопределение, свободувыбора, какивседругиелюди. Помочьемуреализоватьэтоправопризванасистемасоциальныхслужб.

Независимаяжизньпредполагаетснятиезависимостиотпроявленийнедуга, ослаблениеограничений, импорождаемых, становлениеиразвитиесамостоятельностиинвалида, формированиеунегоуменийинавыков, необходимыхвповседневнойжизни, чтодолжнодатьвозможностьинтеграции, азатемактивногоучастиявсоциальнойпрактике, полноценнойжизнедеятельностивобществе.

Человексограниченнымивозможностямидолженрассматриватьсякакэксперт, активноучаствующийвреализациипрограммсобственнойреабилитации. Выравниваниевозможностейобеспечиваетсяспомощьюсоциальныхслужб, помогающихпреодолетьспецифическиетрудностичеловека, имеющегоинвалидность, напутикактивнойсамореализации, творчеству, благополучномуэмоциональномусостояниювобществе. Восновенезависимойжизнилежит:

1. Компенсациявозможностей, недостающихотрождениялибоутраченныхвследствиеболезниилитравмы, засчетделегированностидругимлюдямнедостающихинвалидуфункцийисозданияемуусловийдляпреодолениянеприступныхранеепрепятствийокружающейсреды, (созданиеспецслужб “Персональныйассистент” и “Транспортнаяслужба”).

2. Организацияработысовсемиучастникамивзаимодействия: синвалидом, егосемьей, ближайшимокружениемчерезслужбы, ориентированныекакнасамихинвалидов, такинаихсемьюиблизких.

3. Интеграциявсовместнуюдеятельностьлюдейсограниченнымивозможностямиилюдей, неимеющихпроблемсоздоровьем. Этотпринципдолженбытьреализованпрактическивовсехвидахслужб.

4. Взаимопомощь – широкоеучастиевработедобровольныхпомощниковидобровольнаявзаимнаяподдержка.

Необходимоскорректироватьсуществующуюсоциальнуюполитику, вкоторойвсоответствиисмедицинскоймодельюинвалидностиакцентсделаннаметодахсегрегацииввидеспециальныхучебныхзаведений, специальныхсанаториев, которыеизолируютлюдейсинвалидностьюотсообщества, превращаютихвменьшинство, правакоторыхдискриминируются. Проблемаинтеграциилюдей, имеющихинвалидность, всферуобразованияитрудаощущаетсяособенноостро.

Необходимоснятьстрахинвалидапереднедоступнойсредой, раскрепощаяегоивысвобождаяегодуховныеифизическиесилы, направляяихнаразвитиеипроявлениеспособностейиталантов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: