Континентальный шельф

Континентальный шельф — пространство морского дна и его недр, имеющее такой юридический статус и соответствующий правовой режим, как они установлены Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г. и ч. VI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Однако имеется и естественнонаучное понятие континентального шельфа, которое так или иначе необходимо принимать во внимание при определении юридического статуса этого пространства. С этой точки зрения континентальный шельф — подводное продолжение материка прибрежного государства до его резкого обрыва в глубину или перехода в материковый склон.[9]

Согласно Конвенции 1958 г., термин «континентальный шельф» употребляется применительно: а) к поверхности и недрам морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря, до глубины 200 м или, за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов; б) к поверхности и недрам подобных подводных районов, примыкающих к берегам островов.

Для целей же Конвенции ООН по морскому праву потребовалось разработать детальные положения о статусе континентального шельфа, чему посвящена ст. 76 Конвенции, включающая девять обширных пунктов и п. 10, гласящий, что статья не затрагивает вопроса о делимитации континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями.

Открытое море

Открытое море — это часть пространств Мирового океана, не составляющая территории прибрежного государства. Речь идет о морских пространствах, включая воздушное пространство над ними, имеющих юридический статус негосударственной (международной) территории, правовой режим которой регулируется исключительно международным правом.

Соответственно, Конвенция об открытом море 1958 г. гласит, что слова «открытое море» означают все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства. Открытое море, провозгласила Конвенция, открыто для всех наций, и никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части его своему суверенитету. Это основополагающее положение содержит и Конвенция ООН по морскому праву (ст. 89).

Однако настоятельные потребности исследования и использования пространств и ресурсов Мирового океана в мирных целях и на благо всего человечества привели к выделению в открытом море частей или зон, имеющих специальный юридический статус и соответствующий ему правовой режим, учитывающий, в частности, особые потребности и интересы прибрежных государств, а также соответствующие потребности и интересы всех других государств.[10]

Поэтому положения об открытом море Конвенции ООН по морскому праву подлежат применению с учетом специального статуса и режима континентального шельфа, архипелажных вод, исключительных экономической зоны и Района (международного района морского дна).

 

Заключение

Международное право является одним из средств, призванных обеспечить сотрудничество государств, способное предотвратить злоупотребление этим могуществом, гарантировать его использование в интересах человека.Вместе с тем международное морское право переживает сегодня непростой период, вызванный перестройкой всей системы международных отношений, и от того, какими они станут, зависит насколько эффективно международное морское право сможет помочь установлению в мире более справедливого, разумного порядка.[11]

Современное развитие морских отраслей мировой экономики, в частности, морского транспорта и рыбных промыслов, обусловило проведение многими государствами активной и целенаправленной морской политики, как части их общей внешней и внешнеэкономической политики. Если ранее представления о морской политике связывались в основном с военно-стратегическими интересами крупных государств, то ныне эта политика стала в большинстве стран определяться в большой степени непосредственно экономическими задачами, связанными с использованием Мирового океана: для поддержания международных торговых связей, добычи биологических и минеральных ресурсов и так далее. Задачи осуществляемой государствами морской политики потребовали выработки соответствующих юридических норм. В свое время это вызвало к жизни конвенции по морскому праву.С развитием мирового судоходства возникла необходимость существования значительного числа международных правил, преимущественно технического и организационно-технического характера, связанных с обеспечением безопасности мореплавания, предотвращением загрязнения моря нефтью, развитием систем сигнализации, облегчением портовых и других формальностей и так далее.

Список литературы

 

1) Конституция Российской Федерации, 12 декабря 1993 года.

2) Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // СЗ РФ. - 1997. - № 48. - Ст. 5493.

3) Авраменко И.М. Международное морское право. – М., 2013. – 496 с.

4) Гетьман– Павлова И.В. Международное право: Конспект лекций. – м.: Высшее образование, 2017. – 224 с.

5) Глебов И.Н. Международное право. – М.: Дрофа, 2016. – 368 с.

6) Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право. – М.: Эксмо, 2016. – 448 с.

7) Колосов Ю.М. Международное право. – М.: Юрайт-Издательство, 2015. – 816 с.

8) Матвеева Т.Д. Международное право. М., 2016. – 253 с.

9) Сорокина А.В. Международное право. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 224 с.

10) Международное право / Под ред. А.И. Микульшина. – М., 2015. – 360 с.

11) Усенко Е.Т., Шинкарецкая Г.Г. Международное право. М.: Юристъ, 2015. – 496 с.

12) Шумилов В.М. Международное право. – М., 2014. – 496 с.


[1] Усенко Е.Т., Шинкарецкая Г.Г. Международное право. М.: Юристъ, 2015. – с.-496

[2] Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право. – М.: Эксмо, 2016. – с.-148

[3] Сорокина А.В. Международное право. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – с.-24

[4] Усенко Е.Т., Шинкарецкая Г.Г. Международное право. М.: Юристъ, 2015. – с.-96

[5] Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право. – М.: Эксмо, 2016. – с.-248

[6] Сорокина А.В. Международное право. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – с.-221

[7] Усенко Е.Т., Шинкарецкая Г.Г. Международное право. М.: Юристъ, 2015. – с.-86

[8] Усенко Е.Т., Шинкарецкая Г.Г. Международное право. М.: Юристъ, 2015. – с.-26

[9] Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право. – М.: Эксмо, 2016. – с.-44

[10] Сорокина А.В. Международное право. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – с.-74

[11] Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право. – М.: Эксмо, 2016. – с.-48



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: