Классический риторический канон

Риторика как филологическая дисциплина. Связь риторики с другими гуманитарными областями

Риторика (от греч. rhetorike – ораторское искусство) – филологическая дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (т.е. в разных жанрах письменной и устной речи).

Риторика близко соприкасается, прежде всего, с культурой речи – с разделом языкознания, исследующим проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры.

На протяжении всей истории существования риторики видоизменялись её определения, причём в разное время на первый план выдвигались разные стороны этой науки.

Во времена греческой античности (V–I вв. до н.э.) одной из ведущих была «риторика – искусство убеждать» (в трудах Аристотеля, Аполлодора и др.).

В теории римского красноречия была наиболее популярна формула Квинтилиана: ars bene dicendi – «искусство говорить хорошо» (труды 35-96 гг. н.э.). Конкретные задачи обучения красноречию лучше других сформулировал Цицерон: videat, quid dicat, quo loco et quo modo – «оратор должен изобрести, расположить, украсить (предложить известным слогом)».

Во времена Средневековья и раннего Возрождения актуализировалась трактовка риторики как “ars ornandi” – «искусство украшения речи». Наибольшей популярностью пользовались «Риторика» Аристотеля, труды Цицерона (“De oratore”, “Orator”, “De invention”) и Квинтилиана («Institutio oratore»).

В настоящее время Джордж Кеннеди (род. в 1928 г.), известный американский филолог, занимающийся историей риторики, пишет: «Риторика, в наиболее общем смысле, представляет собой заключённую в эмоции и мысли энергию, передаваемую через систему знаков, включая и языковые, с тем, чтобы воздействовать на решения и действия других людей».

Воздействовать на убеждения человека можно, апеллируя либо к его логике, либо к его чувствам; однако при этом используются и многочисленные речевые фигуры. В этом плане аргументативная (классическая) риторика является предметом тесного взаимодействия и переплетения трёх наук:

· логики (в части теории аргументации);

· психологии;

· лингвистики.

За основу классификации ораторских выступлений принят социально-функциональный признак речи. Каждый род объединяет определённые виды речи в зависимости от функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения:

· к социально-политическому красноречию автор относит доклад на социально-политические и политико-экономические темы, отчётный доклад, политическую речь, дипломатическую речь, политическое обозрение, митинговую речь, агитаторскую речь;

· к академическому красноречию – лекцию вузовскую, научный доклад, научный обзор, научное сообщение;

· к судебному красноречию – прокурорскую, или обвинительную, речь; общественно-обвинительную речь; адвокатскую, или защитительную, речь; общественно-защитительную речь; самозащитительную речь обвиняемого;

· к социально-бытовому – юбилейную речь, застольную речь (тост), поминальную речь (надгробное слово);

· к богословско-церковному красноречию – проповедь, речь на соборе.

Категория риторического идеала и его свойства

Риторический идеал - это «общий образец, идеал речевого поведения, которому нужно следовать». Риторический идеал соответствует «в своих основных чертах общим представлениям о прекрасном..., сложившимся исторически в данной культуре» (по А.К. Михальской).

Категория риторического идеала позволяет рассматривать риторику и риторические знания не только как способ овладения речью, не только как способ решения коммуникативно-речевых задач, но и как способ познания явлений более высокого уровня – системы ценностей определенной культуры, ее обще-эстетических и этических идеалов.

Другими словами, риторика в таком ее понимании становится средством познания действительности, ее совершенствования путем гармонизации отношений в процессе общения, а также средством самосовершенствования личности.

В каждой культуре складываются особые и вполне определенные представления о том, как должно происходить речевое общение. Люди, приобщаясь к культуре, «входя» в нее, получают как одну из ее составных частей некий общий образец – идеал речевого поведения, которому нужно следовать, и представление о том, как должно выглядеть «хорошее» речевое произведение – устная речь или письменный текст. Это идеальный образец речевого поведения и речевого произведения соответствует в своих основных чертах общим представлениям о прекрасном – общеэстетическому и этическому (нравственному) идеалам, сложившимся исторически в данной культуре.

Итак, риторический идеал – это система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающаяся систему ее ценностей – эстетических и этических (нравственных).

Значит, в сознании каждого человека – носителя определенной культуры – существует и действует определенная система ценностей и ожиданий по поводу того, как должно происходить речевое общение в той или иной ситуации, «что такое хорошо и что такое плохо» в речи и речевом поведении. Система эта не случайна, а закономерна и исторически обусловлена. Поэтому история риторики может быть «рассказана» (и изучена) именно как история возникавших, утверждавшихся и сменявших друг друга риторических идеалов.

Классический риторический канон

Подготовка и произнесение речи требует напряжения всех интеллектуальных сил оратора. Что надо сделать, чтобы выступление было успешным? Как сделать так, чтобы действия были более рациональными? Какова последовательность этих действий?

Ещё древние риторы задумывались над этим. Они изучили путь превращения мысли в слово, описали его и предписали правила этого превращения. Поскольку этот путь был выработан в античный период, который считается классическим для развития риторики, его назвали классическим риторическим каноном (в переводе с греческого «канон» – образец, правило, норма).

Этот образец показывает, что для достижения цели оратору надо пройти 5 этапов:

· I этап – инве́нция (лат. – invention – изобретение) – изобретение содержание речи. На этом этапе говорящий создаёт общий план будущей речи, обдумывает предмет, о котором собирается говорить, вычленяет самое важное в теме, осуществляет подбор и систематизацию материалов, выбирает способы доказательств.

· II этап – диспози́ция (лат. dispositio – расположение) – расположение изобретённого в надлежащем порядке. На этом этапе говорящий думает о порядке расположения мыслей в речи, составляет план, размышляет о том, как начать и закончить речь.

· III этап – элоку́ция (лат. elocutio – словесное выражение) – речевое оформление текста. Этап, на котором оратор выражает собственные мысли в конкретных словах и предложениях, заботится не только о правильности, ясности, уместности использования языковых единиц, но и украшает речь, используя фигуры и тропы.

· IV этап – мемо́рио (лат. memorio – запоминание) – запоминание речи и подготовка к её произнесению. На этом этапе оратор готовит текст к произнесению, подбирает вспомогательные приёмы, запоминает текст и репетирует.

· V этап – а́кцио (лат. actio – произнесение) – произнесение речи. На последнем этапе оратор вступает в контакт со слушателями, применяет все подготовленные приёмы, разыгрывает речь, используя мимику, жесты, телодвижения, устанавливает и поддерживает контакт со слушателями.

Изобретением называется создание содержания высказывания. Создать содержание высказывания значит ясно и четко определить: что, кому, с какой целью, каким образом, в какой форме, при каких обстоятельствах надлежит сообщить и о чем следует умолчать.

Изобретение является важнейшей частью риторики. Приступить к публичной речи, не обдумав предварительно ее содержание - значит в лучшем случае пустословить, но обычно безответственные, бессодержательные и бесцельные высказывания влекут за собой отрицательные последствия. И чем совершеннее по форме оказываются такие необдуманные речи, тем больший вред они наносят.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: