Личностные качества учителя проявляются и оцениваются прежде всего с позиции его отношения к ученику. Это первый параметр оценки профессий типа «человек—человек», причем в педагогике реализация отношений «субъект—субъект», может быть, наиболее сложна. Слишком велика разница в социальном опыте, слишком дорога цена ошибок.
Результативное творческое общение возможно в том случае, если учитель видит в школьнике равного себе и доверяющего ему человека — «с многогранными интересами, запросами, стремлениями, — конкретизирует этот тезис В. А. Сухомлинский. Интерес и уважение к этому человеку, растущему, развивающемуся, лежат в основе профессии учителя. От него во многом зависит, каким станет этот человек.
Другой критерий профессионализма — глубокое знание предмета. Эрудиция, широта научного кругозора, современный характер знаний.
Из качеств личностных следует назвать такие волевые качества, как настойчивость в достижении цели, самоконтроль, умение управлять речевым событием. Это качества суггестивные, означающие способность к внушению, к эмоциональному воздействию на слушателя. Для учителя — это не только умение обращаться к разуму ученика, но и к чувствам, это умение пробудить нужные ассоциации, активизировать работу воображения и фантазии.
|
|
Далее следует назвать качества перцептивные (лат. perceptio — восприятие, отражение объективной действительности органами чувств). Это — наблюдательность, умение «прочитать» по выражению лица проявления внутреннего состояния человека.
Для этого нужно обладать обостренным восприятием происходящего, способностью быстро понять и принять решение. Это — особое «учительское» внимание к ответу ученика, умение слушать, одновременно осуществляя контроль за деятельностью класса. Это умение сосредоточиться и сосредоточить внимание школьников на конкретном предмете или рассматриваемом явлении. Это — способность к эмоциональному переключению и к использованию палитры всех эмоциональных средств воздействия.
Что включает в себя понятие «коммуникативная компетентность» учителя?
Эффективное педагогическое общение предопределяется коммуникативной компетентностью учителя. Коммуникативные умения — понятие более широкое, нежели понятие «речевые умения». Это — умение находить и нестандартно использовать речевые средства, адекватные для решения конкретной учебной задачи, для достижения конкретной коммуникативной цели.
Общее содержание понятия «коммуникативная компетентность» таково: способность к эффективному общению и сформированность коммуникативных умений.
|
|
Принято выделять такие составляющие понятия:
— высокий уровень знания языка, его выразительных возможностей, средств убеждения;
— владение культурой общения — этикетная выверенность речи;
— опыт речевой деятельности в конкретной сфере общения, в данном случае — в педагогической (учебно-научной).
Объективная самооценка уровня коммуникативных умений и постоянное (независимо от возраста и стажа работы!) стремление к совершенствованию коммуникативной компетенции — обязательное условие педагогического мастерства.