double arrow

Каковы приемы создания атмосферы доверительного общения на уроке?

 

Совет первый: помни, что личность ученика формируется личностным отношением и к нему, и к учебному предмету учителя.

А. К. Михальская соотносит этот принцип с отечественным риторическим идеалом и обозначает его как принцип «гармонизирующего педагогического диалога» (речевая форма стратегии сотрудничества). Она называет «коммуникативно-речевые тактики и приемы», с помощью которых стратегия сотрудничества реализуется в речевом поведении учителя: «Общее доброжелательное отношение учителя ко всем ученикам-демонстрируется особой, осознанной педагогом тактикой соотношения похвалы и порицания в речи, последовательно осуществляемой на всех этапах педагогической деятельности».

Совет второй: необходимо предупреждать конфликты, создавать в классе атмосферу доброжелательного отношения между всеми участниками общения.

Совет третий: все, что говорится на уроке, адресуется всему классу и каждому ученику в отдельности.

В педагогическом общении важен эффект эмоционально-речевого вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность. Ритм речевого воздействия задается сразу. Учитель прогнозирует не только содержательную канву урока, но и речевые способы выражения своего эмоционального отношения и к материалу, и к участникам общения. В соответствии с риторическими традициями предмет и цель речи должны быть определены в самом начале общения, определены уверенно, с учеником перспективы и объем предстоящей работы.

Совет четвертый: умей правильно прогнозировать содержание и ритм урока как речевого события. Общность цели и перспективы ее достижения «рождают единомыслие и сотрудничество».

Эффективность совместной познавательной деятельности «равных» партнеров возрастает в том случае, если коммуникативное лидерство учителя скрывается, а зримой, эмоционально убедительной предстает его вера в возможности ученика.

Совет пятый: для эффективной совместной деятельности необходима декларация «равенства» участников и открытое проявление веры учителя в возможности ученика.

Действенная сила речи предопределяется эмоциональным самовыражением педагога. Главной формой воздействия всегда остается слово учителя, «владеющего классом».

Проявление личностных особенностей речи должно быть искренним. Искусственно созданная эмоциональность не может убеждать. Убеждать может логика речи, интонационное проявление в ней волевых качеств говорящего.

Важно знать и умело использовать особенности собственной речевой манеры.

Совет шестой: будьте внимательны к слову. Слово создает речевую форму знания, слово — инструмент воздействия.


Глава 4

 


Урок и учебно-речевая ситуация общения

 

 

Каковы основные компоненты структуры речевой ситуации?

 

Описание речевой ситуации дал еще Аристотель: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается». Выделенные Аристотелем элементы составляют основу для описания структуры речевой ситуации. Следуя этой традиции, слагаемые речевой ситуации в рамках педагогического общения можно обозначить так:

 

говорящий учитель (адресант) предмет речи (тема: раздел учебно-научного знания) слушающий ученик (адресат)

 

Особого внимания заслуживают категории, содержание которых варьируется на конкретном уроке в определенной учебной ситуации. Так, структурообразующей для всего урока является категория цели. Обратимся к схеме ситуации общения, предложенной Н. И. Формановской.

 

КТО — КОМУ ГДЕ — КОГДА ПОЧЕМУ — ЗАЧЕМ
говорящий — слушающему место — время мотив — цель
коммуниканты внешние обстоятельства внутренние обстоятельства

 

 

Количество компонентов ситуации общения сведено к минимуму: участники речевого события и важнейшие условия, обстоятельства общения.

Наличие компонента «предмет речи» (ЧТО? — тема высказывания, сообщение, имеющее определенное содержание) подразумевается (его положение достаточно автономно). Но вопросы ЧТО? и КАК? могут быть включены в схему; они входят, например, в перечень «значимых компонентов речевой ситуации» в формулировке Т. А. Ладыженской:

кто говорит — пишет (адресант);

кому (адресат);

почему (причина);

для чего — зачем (задача высказывания);

что — о чем (содержание высказывания);

как (в устной или письменной форме; в каком стиле);

где (место, где происходит общение);

когда, как долго (время, когда происходит общение).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: