Каковы основные особенности слушания как вида речевой деятельности?

 

Слушание предполагает как непосредственное взаимодействие участников общения — говорящего и слушающего — так и опосредованное их взаимодействие, если на слух воспринимается речь, звучащая на радио, магнитной пленке и т. д.

Очевидно, что слушание в условиях непосредственного общения отличается от слушания, которое носит опосредованный характер. Так, в процессе непосредственного взаимодействия и говорящий и слушающий получают возможность использовать средства невербального общения (мимику, жесты, телодвижения), которые помогают более результативно решать задачи, стоящие перед каждым из участников коммуникации.

Кроме того, на характер и процесс слушания значительное влияние оказывают такие факторы, как количество участников общения (один — один; один — много; много — много и т. п.), особенности их социального положения (директор школы — молодой учитель; учитель — ученик и т. п.), психологические особенности общающихся, в учебном процессе — подготовленность к восприятию материала, владение опорными знаниями, приемами восприятия и переработки информации.

В основе слушания лежит активный мыслительный процесс: слушающий одновременно воспринимает звучащий текст и производит смысловую обработку. Результатом слушания, т. е. смысловой обработки воспринятого текста, является понимание услышанного.

Понять воспринятый на слух текст — это значит установить и раскрыть связи и отношения между фактами, явлениями, событиями, о которых идет речь в тексте.

Высшая ступень понимания проявляется в способности слушающего осознать основной смысл звучащего текста, понять и сформулировать его главную мысль, проникнуть в авторский замысел, в способности свободно (своими словами) изложить понятое.

Не все тексты, воспринимаемые на слух, одинаково сложны для понимания. Большое количество речевых ситуаций обеспечивается несложными текстами, коммуникативное намерение их авторов познается легко, без особого труда. Когда ученик на уроке слышит фразы «Достаньте тетради», «Какое сегодня число?», «Тема сегодняшнего урока...», он сразу соответствующим образом реагирует на них, так как их смысл давно осознан. Но представим себе этих же самых учащихся, слушающих объяснение учителя на уроке, доклад или сообщение одноклассника, лекцию в музее, диалоги и монологи героев драматургических произведений в театре. Совершенно очевидно, что в данном случае перед ними стоят сложные мыслительные задачи и не каждый из них сможет достигнуть достаточно высокого уровня понимания услышанного. Следовательно, результат осмысления услышанного может быть как положительным (понимание), так и отрицательным (непонимание).

 

Каковы основные этапы слушания?

 

Как и любая деятельность, слушание начинается с осознания мотивов, целей и задач предстоящей работы, к которой нас побуждают жизненные обстоятельства, особенности общения.

Этот этап слушания называется побудительно-мотивационным (осознание того, что побуждает нас к слушанию, каковы мотивы, лежащие в основе предстоящей речевой деятельности).

Мы ориентируемся в ситуации общения, намечаем программу реализации осознанного коммуникативного намерения.

Исходя из этого, некоторые исследователи называют данный этап речевой деятельности ориентировочным.

Далее начинается сам процесс слушания, т. е. восприятие текста, его осмысление и понимание (осознание смысла).

На этом этапе слушающий одновременно анализирует воспринимаемое (устанавливает смысловые связи и отношения между звеньями текста) и, синтезируя, обобщая полученные результаты, постигает смысл восприятия.

Этот этап слушания называется аналитико-синтетическим.

И, наконец, на третьем этапе слушания, когда завершается прием информации, слушатель может еще раз осмыслить воспринятое, скорректировать свои выводы, отреагировать действиями на услышанное, осознать степень своего понимания проанализированного высказывания.

Таким образом, последний этап слушания реализует исполнительную (реакция на высказывание) и контрольную фазы речевой деятельности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: