Что такое вторичный текст?

 

На базе исходного, первичного текста могут быть созданы вторичные тексты, которые по своей сути являются в определенной степени реакцией на прочитанное, ответом на сказанное в нем и в конечном счете результатом процесса восприятия и интерпретации текста.

Успешность создания вторичных текстов во многом обеспечивается уровнем развития умения читать. Но даже если исходный текст воспринят глубоко и полно, понят адекватно замыслу автора, то при создании вторичных текстов нередко возникают трудности, преодолеть которые не всем и всегда удается. Эти трудности обусловлены рядом причин. Например, незнанием законов жанра того или иного вторичного текста, неумением правильно использовать языковые и речевые средства, уместные в соответствующих текстах и т. п. Но главная причина, на наш взгляд, заключается в том, что при создании вторичного текста не всегда учитывается их подлинная специфика. Вторичные тексты характеризуются сменой авторства, что предполагает не замену одной личности другой, «а замещение одной интенции другой интенцией, пусть даже физическая личность остается прежней. Таким образом, меняется субъект речевой деятельности и первичный текст выступает как предмет, а вторичный — как результат этой деятельности» (Л. М. Майданова).

 

 

Какие виды вторичных текстов существуют?

 

Очень часто интенцией (коммуникативным намерением) создания вторичного текста является воспроизведение первичного текста, в основе которого лежит стремление передать основное содержание первичного текста, а в ряде случаев и его композицию. В результате второй автор создает вариант исходного текста — подробный, полный, точный или, напротив, сокращенный, приблизительный, упрощенный. Следовательно, вторичные тексты при воспроизведении разнообразны по жанру: пересказ, школьное изложение, аннотация, реферат, адаптация, сценарий и т. п.

Большую группу вторичных текстов составляют те из них, которые вступают в диалог с первичным текстом — это, как правило, отклики на прочитанное (или услышанное).

Рассмотрим некоторые разновидности подобных вторичных текстов.

Вторичный текст-ответ — это ответное письмо, ответное заявление, полемический ответ. Первичный текст как бы встраивается в содержание вторичного текста в виде пересказа тех или иных фрагментов, цитирования, воссоздания элементов композиции и т. п. Во вторичных текстах-ответах формулируется новая мысль, доказывается новый тезис. При написании текста-ответа важно определить позиции автора первичного текста, которые вызывают возражение, подобрать аргументы (доказательства), проявляющие ошибочность, уязвимость этих позиций, найти уместные для соответствующей речевой ситуации средства общения. Фактически второй автор создает аргументативный текст, позволяющий изложить свою точку зрения на проблему, поднятую автором исходного, первичного текста.

Большое значение в познавательно-коммуникативной деятельности людей имеют вторичные тексты-исследования. Предметом речи становится исходный текст, который подвергается интерпретации, анализу, толкованию вторым автором, в результате чего появляются речевые произведения, созданные в жанре рецензии, литературно-критической статьи, комментария. Автор первичного текста и интерпретатор, автор вторичного текста, оказываются в позиции сотворчества.

И, наконец, отметим такой вид вторичного текста, как завершение первичного текста.

При этом второй автор может действовать по-разному. Он может создать новое законченное произведение, в котором первичный текст является его началом или частью. Примером такого завершения являются «Египетские ночи» В. Я. Брюсова, который, взяв текст Пушкина в качестве завязки, разрабатывает сюжет и создает новое произведение.

Другой способ завершения заключается в следующем: написанное кем-либо начало дополняется систематизированными материалами (набросками, заметками, страницами из дневника) автора исходного, первичного текста. В результате не законченное по каким-либо причинам произведение в определенной степени восстанавливается, исходя из замысла первого автора, его концепции. При этом могут быть использованы свойственные первому автору языковые средства, риторические приемы и т. п. Примеры такого рода завершения текста можно обнаружить, в частности, в публицистике.

Таким образом, если в первом случае наблюдается переплетение голосов двух авторов, то во втором — стремление сохранить речь первого автора.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: