double arrow

Когда, зачем и как читает учитель?


 

Совершенно очевидно, что в деятельности учителя чтение играет особую роль, так как именно чтение обеспечивает пополнение и усвоение новых знаний, необходимых для реализации познавательных целей обучения, совершенствования профессиональных умений преподавателя, во многом предопределяет становление личности педагога, формирование его взглядов и убеждений.

Педагог решает задачи, связанные с обучением и воспитанием школьников. Одним из основных средств решения задач, стоящих перед учителем, является слово, речевое действие, речевой поступок. При этом учитель, по словам Н. Ф. Кошанского, творит в высоконравственной системе координат, где «сила чувств» соединяется с убедительностью и желанием «общего блага».

Следовательно, все, что говорит и пишет учитель, должно быть основано на знании предмета, которое рождается в результате его интеллектуально-речевой деятельности, связанной с накоплением материала, осмыслением различной информации и передачей ее с целью «научения».

Источником такого «накопления» прежде всего является чтение, в процессе которого учитель создает вторичные тексты, основанные на переработке информации, содержащейся в исходных, первичных, текстах. В процессе чтения учитель маркирует важную для него информацию (отмечает, выписывает, подчеркивает); создает, оформляет тезисы, конспекты, рефераты.




Прочитанное, изученное, осмысленное позволяет учителю создавать самостоятельные высказывания в устной и письменной форме, профессиональная направленность которых обусловлена спецификой педагогической деятельности в целом. Преподаватель создает и произносит различные тексты: объяснительный монолог, учебная лекция, выводы и обобщения, комментарий, инструкция и т. п. Он пишет педагогические рецензии, отзывы, отчеты, письма. Успешность и результативность этой интеллектуально-речевой деятельности учителя обеспечивается умением читать — воспринимать, осмысливать, интерпретировать, понимать информацию, содержащуюся в письменных речевых произведениях, в том числе и созданных учащимися.

Чтение играет огромную роль в профессиональной деятельности учителя, что требует от него владения умением правильно, осознанно, целенаправленно работать с письменными речевыми произведениями различного характера. Чтение дает учителю возможность не только совершенствовать свои профессиональные знания и умения — оно обеспечивает его интеллектуально-речевую деятельность, на основе которой учитель не просто передает знания учащимся — этот процесс становится проявлением нравственной силы учителя, его внутренней убежденности и профессиональной компетентности.

 



 

Что значит быть читателем?

 

Среди всех видов речевой деятельности чтение занимает особое место, ибо, кем бы ни стал современный молодой человек — химиком или математиком, биологом или филологом, спортсменом или экономистом, — он должен быть читателем. Должен не только уметь читать буквы и предложения, не только усваивать содержание, но и проникать в смысл текста, получать удовольствие от чтения, обогащая свой ум и чувства, общаясь с писателем, вступая с ним в диалог. Чтение кроме всего прочего способствует гуманизации образования, что так важно для сегодняшних студентов и школьников.

К сожалению, современный человек, живущий в мире аудиовизуальной культуры, является прежде всего зрителем и не всегда становится читателем. А ведь известно, что «человек перестает мыслить, когда перестает читать» (Дидро).

С одной стороны, все умеют, по меньшей мере, «расшифровывать» написанное. Но помимо этой, «звуковой» расшифровки, существуют другие, ведущие к пониманию смысла. С другой стороны, как не все люди способны наслаждаться музыкой или созерцанием произведений изобразительного искусства, точно так же не каждый умеет читать, так как быть грамотным и уметь читать — не одно и то же. Как ни парадоксально, но именно И. В. Гете принадлежит следующее высказывание: «...добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил восемьдесят лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели».

 

 







Сейчас читают про: