Какова специфика чтения и понимания художественного произведения?

 

При чтении как научного, так и художественного текста работают одни и те же механизмы, однако процесс чтения и понимания художественного произведения имеет свою специфику.

Иначе как объяснить, что, знакомясь с содержанием одного и того же произведения, мы воспринимаем его по-разному, по-разному судим о героях, часто не слышим голос автора. А вопрос, что же хотел сказать автор своему читателю, некоторым кажется странным. «Ведь мы не знакомы с писателем, не можем спросить его об этом», — так иногда отвечают школьники. Чтение художественного произведения «есть труд и творчество» (В. Асмус). «Чтение есть соучастие в творчестве» (М. Цветаева).

Чтение художественного текста — процесс активный. Текст произведения, его структура намечают и указывают читателям направление для работы их собственной мысли, для возникновения чувства и впечатления.

Следовательно, чтение — это труд, это языковая работа, связанная с выявлением смыслов, с их именованием, в процессе создавания вторичного текста на основе прочитанного. И в то же время эта интеллектуальная деятельность есть творчество. Оно требует активной работы разума, воображения, чувства. Воспринимая текст, мы мысленно воссоздаем мир произведения в звуках, красках, ритмах. Поддаемся поэтическому внушению, которое исходит из тона каждого стиха, рифмы, от характера каждого слова. И постепенно постигаем смысл, осознаем авторскую позицию.

По пути постижения смысла, намеченному автором, каждый читатель идет самостоятельно.

«В конце пути оказывается, что воспринятое, воссозданное, осмысленное у каждого читателя будет... несколько иным, своеобразным. Иногда реальность результата становится резко ощутимой, даже поразительной» (В. Ф. Асмус). И причин здесь несколько. Некоторые из них порождает само художественное произведение, богатство и глубина его содержания, его многогранность и неисчерпаемость. Кроме того, разность результатов чтения зависит от индивидуальности читателя, обусловлена уровнем его развития и восприятия. Различное понимание может определяться и развитием одного и того же читателя.

 

 

Какого читателя можно назвать хорошим читателем?

 

Размышляя об этом, В. Набоков провел интересный эксперимент. Он предложил студентам одного американского колледжа, где он читал лекции по литературе, небольшую контрольную работу: из десяти определений читателя выбрать четыре, которые характеризуют действительно хорошего читателя.

1. Читатель должен состоять в книжном клубе.

2. Читатель должен отождествлять себя с героем или героиней.

 

3. Читатель должен сосредоточиться на социально-экономической точке зрения.

4. Читатель должен предпочесть произведение с действием и диалогом тому, что без всего этого.

5. Читатель должен познакомиться с книгой в кино.

6. Читатель должен подавать надежду стать автором.

7. Читатель должен иметь воображение.

8. Читатель должен иметь память.

9. У читателя должен быть словарь.

10. У читателя должно быть художественное чувство.

Студенты, как говорит писатель, делали упор на эмоциональное отождествление, действие и социально-экономическую или историческую точку зрения.

Между тем хороший читатель, конечно, тот, который имеет воображение, память, владеет языком, имеет художественное чувство. Истинный писатель, художник-мастер, создавая книгу, использует свое воображение, которое включает лишь простейшие эмоции. Содержание произведения, ситуации сюжета он интенсивно переживает потому, что они напоминают ему о чем-то, что случилось с ним или его близкими, или книга вызывает воспоминания собственного прошлого, или же он сам отождествляет себя с персонажем произведения. В. Набоков утверждает, что это низшая разновидность воображения, не характерная для хорошего читателя. Подлинный инструмент, которым должен пользоваться читатель, это «безличное воображение и художественное наслаждение». Читатель должен оставаться несколько в стороне и получать удовольствие от этой отстраненности и в то же время «наслаждаться со слезами и трепетом внутренней тканью данного шедевра». Конечно, читатель в данном случае не может быть совершенно объективным, все, что он испытывает, во многом субъективно. Но опытный читатель всегда знает, когда и где «обуздать» свое воображение.

Наслаждаясь произведением, читатель одновременно понимает условность искусства. Проникая в художественный мир писателя, хороший читатель различает индивидуальное очарование художника, своеобразие его мастерства. По словам В. Набокова, «хороший читатель, большой читатель, активный и творческий читатель — это перечитыватель... (выделено автором. — Л. Як.) Книгу нельзя читать: ее можно только перечитывать».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: