double arrow

Культура речи учителя


 

В чем проявляется культура речи?

Культура любого человека проявляется во всем, но прежде всего в том, как он общается, как он говорит, слушает (читает, пишет), как он мыслит и из каких побуждений он действует. Поскольку все это отражается в первую очередь в речи, именно умение общаться принято оценивать как культуру речи в широком смысле. Иначе говоря, культура речи представляет собой культуру речевой деятельности в целом, и, следовательно, культура речи характеризует все ситуации общения, распространяется на все виды речевой деятельности (говорение, письмо, слушание, чтение), на вербальную и невербальную составляющие речи, на все стили и жанры речи, отражает систему ценностей личности.

Культура речи в современном понимании — это область лингвистики, которая изучает осознанную речевую деятельность по созданию целенаправленной и целесообразной этически корректной речи в заданных или смоделированных условиях общения.

Для педагога высокий уровень культуры речи тем более важен, поскольку, с одной стороны, учитель всегда должен представлять собой такую личность, которая интересна ученикам, у которой есть чему учиться, а с другой стороны, обучение во многом строится на том, что учащиеся воспринимают и перенимают у педагога не только знания, но и его отношение к миру, способы действий, вплоть до конкретных речевых оборотов и «любимых» словечек. Соответственно учитель с низким уровнем культуры не может выполнить свое предназначение: научить, воспитать и развить все лучшее в ребенке, т. е. образовать его.




Культура речи является составной частью культуры в целом, поэтому чтобы более глубоко понять сущность культуры речи, необходимо вспомнить, что представляет собой любая культура. В самом общем смысле культура включает в себя все достижения человеческого общества в различных областях жизни. При этом культура в обязательном порядке включает в себя механизмы оценки того или другого явления с точки зрения его ценности и механизмы охраны и развития (культивирования) всего наиболее ценного и избавления от всего, что ему может навредить.

 

 

 

 

Какова роль системы образования как компонента культуры?

 

Система образования — неотъемлемый компонент культуры, поскольку он обеспечивает непрерывность существования и развития культуры, а также ее сохранение и распространение, обеспечивает преемственность системы ценностей данного общества для разных поколений его членов. При этом учитель выступает в роли не только носителя культуры данного общества, но и проводника, который постоянно пользуется механизмами культуры: отбором лучшего, организацией диалога с учениками и их диалога с явлениями культуры, сохранением в памяти наиболее значительных событий данной культуры, созданием для каждого значимого факта культуры контекста, способствующего не только его запоминанию, но и пониманию, а также структурированием как знаний о культуре, так и процесса освоения этих знаний.



Преподавание каждого предмета в контексте культуры не может не представлять собой общение, в процессе которого обязательно идет приращение смыслов не только для учащихся, но и для педагога. Это могут быть и новые сведения, и интересные идеи, и изменение отношения к информации, и возникновение личностных смыслов для всех участников общения.

Любой элемент культуры — это знак, который нуждается в интерпретации и понимается как представитель определенной системы, определенного контекста.

Все свойства, характерные для культуры в целом, будут прослеживаться и в культуре речи как ее составной части.

 

 







Сейчас читают про: