double arrow

Как этические нормы различаются по степени обязательности их соблюдения?

 

Обязательным для исполнения при любых условиях коммуникации и в любой сфере общения является запрет на причинение ущерба другому человеку (не обязательно участвующему в данной ситуации общения). В эти нормы входят предписания сдерживать негативные эмоции и смягчать негативную информацию, не допускать унижения и оскорбления человеческого достоинства, грубости, зависти и т. п. Кроме того, к обязательным для исполнения нормам относится и требование всемерно проявлять уважение к другим людям и т. п.

Другие этические нормы носят рекомендательный характер. В первую очередь это касается позиции говорящего (пишущего) относительно себя и своего места в общении. Этично иметь чувство собственного достоинства, быть скромным, не противопоставлять себя другим, не восхвалять себя и не ставить над другими людьми, не относиться к ним пренебрежительно. Из этого следует и уважительное отношение к другим: уважение чувства собственного достоинства других, умение видеть в людях прежде всего их достоинства, поддерживать его в партнерах по общению, т. е. этично проявлять к людям уважение всеми средствами.

 Важно подчеркнуть, что несоблюдение этических норм приводит к моральному ущербу не только для адресата (или иного лица, о ком шла речь), но и для адресанта, поскольку, во-первых, сам адресант «теряет лицо», унижает прежде всего чувство своего собственного достоинства, во-вторых, нравственный человек всегда, даже в случае невольного нарушения норм этики, испытывает стыд и угрызения совести, так что в этом случае обманутые ожидания относительно своей выдержки, воспитанности и пр. всегда остаются при «обманутом». Кроме того, нарушение этических норм общения чаще всего приводит к коммуникативным помехам или неудачам как вследствие изменения в рамках данной ситуации речевого статуса адресанта (в том числе и из-за потери некоторого самоуважения), так и вследствие возникновения у адресата закономерного с психологической точки зрения чувства обиды, досады и т. д. вплоть до расценивания произошедшего как оскорбления. Об этом особенно важно пом нить тем педагогам, которые считают, что иногда они могут позволить себе оскорбить или унизить ученика, если он, на их взгляд, того заслуживает. Еще раз подчеркнем то, что в этом случае несоблюдение этических норм оборачивается прежде всего против того, кто их нарушил. Именно в этом отношении этические нормы во многом определяют коммуникативные.

Специфика этических норм состоит и в том, что они действуют не только для оценки готового высказывания, но и на всем протяжении речевой деятельности: этика определяет в речи мотивы, с которыми человек вступает в общение, цели, которые он ставит, средства, с помощью которых он достигает эти цели, и оценку результата речи, т. е. этичность тех действий, которые должны быть (могут быть) предприняты слушателем под влиянием данной речи. Общий этический принцип: «Поступай с людьми так, как тебе хотелось бы, чтобы поступали с тобой». Другими словами, этические нормы и правила речи выводятся исходя из принципа взаимного уважения и одобрения, хотя прямо, словесно это в речи может и не проявляться.

Таким образом, уже на этом этапе формулирования целей возникает проблема этического выбора: эти мотивы и цели могут быть как этичными, так и неэтичными, как достойными, так и недостойными. Оценка результата речи с точки зрения соблюдения этических норм складывается из анализа того, как адресат воспринял эту речь и как ее оценил в отношении этики, а также тех ответных, вызванных речью, действий, которые за ней последовали.

Таким образом, этические законы лежат в основе всех проявлений культуры общения. Их соблюдение помогает осуществить конструктивное общение, их нарушение создает помехи, барьеры в общении, снижает эффективность речи или делает запланированный результат недостижимым.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: