Какие коммуникативные нормы относятся к обязательным?

 

Для того чтобы общение состоялось, должны быть выполнены несколько обязательных условий. Прежде всего должны быть осуществлены технические предпосылки коммуникации (Е. В. Падучева) — внеречевые условия успешного общения, которые формулируются в виде следующих постулатов:

— постулат о составляющих (отправитель, получатель, действительность, текст и код);

— постулат о контакте (между отправителем и получателем);

— постулат о коде (отправитель и получатель пользуются одним кодом).

Необходимость выполнения этих постулатов очевидна: если нет хотя бы одного из составляющих — коммуникация не может быть реализована. Если нет отправителя сообщения, то потенциальный получатель так и не станет реальным получателем в этой ситуации; если нет получателя, то некому будет передать информацию; если нет действительности (т. е. общей для обоих ситуации, нет способа связи или нет общего предмета-речи), то общение не состоится; если нет текста (т. е. самой внешней (устной или письменной) речи, оформленной в виде сообщения), то общение также становится невозможным и если нет кода, т. е. системы знаков, посредством которой передается и получается информация, то это опять приводит к тому, что передача и прием информации становятся неосуществимы.

Для адекватного понимания содержания речи у коммуникантов должен быть общий тезаурус (информационный фонд, информационный запас). В него входит и общая память, и фоновые знания о предмете речи, о ситуации в целом и т. д. Например, вспоминать о каком-либо событии вместе можно только с тем, кто также был его свидетелем. Обсуждать какую-то книгу — только с теми, кто ее читал и т. д. В тезаурус должен входить и общий код — это те знаки, посредством которых передается информация. Это могут быть знаки естественного языка, языка невербального — жестов, мимики, интонаций, поз и т. д., искусственного — язык цифр, знаков и пр.

В педагогическом отношении о необходимости выработки общего с учениками кода обычно говорят применительно к терминологическому языку того или иного предмета, но в коммуникативном плане не менее значимыми будут и другие одновременно применяемые коды (фотографии, рисунки, графики, таблицы и пр.), входящие в тезаурус каждого участника общения.

 

 

Какие принципы лежат в основе рекомендуемых коммуникативных норм?

 

Коммуникативные нормы в целом определяются законами общения, и в основе их реализации лежат определенные принципы: принцип кооперации, принцип целесообразности, принцип гармоничности общения, принцип структурирования общения. Коммуникативные нормы, вытекающие из этих принципов, носят относительно более частный и преимущественно рекомендательный характер. Они, как правило, соотносятся с теми или иными компонентами ситуации общения.

Главной коммуникативной нормой общего характера, определяющей весь процесс коммуникации, является установка на коммуникативное сотрудничество как следствие принципа кооперации. Именно эта установка позволяет регулировать речевое поведение в ходе коммуникации. Из этой главной нормы вытекают и остальные коммуникативные нормы, которые имеют отношение как ко всему процессу речевого общения в целом, так и к отдельным его компонентам. Эта норма подразумевает, что установка на сотрудничество, на конструктивный обмен мнениями должна быть всегда, даже в условиях конфликта. Имеется в виду, что при любых затруднениях и проблемах выход есть и он должен быть найден. Усилия участников общения в этом случае переориентируются не на поиски виновного в возникновении проблемы, а на совместный поиск взаимоприемлемых решений.

Вторым по значимости принципом можно назвать принцип целесообразности, который проявляется на всех этапах и уровнях общения. В основе этого принципа лежат этические нормы, которые регулируют выбор этически корректных средств для достижения целей общения.

Не менее важным принципом является принцип гармоничности общения (сравните закон «гармонизирующего диалога», по терминологии А. К. Михальской), который проявляется как в плане гармонизации целей общения, так и в гармонизации средств достижения этих целей на всех уровнях речи. Принцип гармоничности в коммуникативных нормах выражается и в необходимости найти баланс между информативностью и эмоциональностью, между информационным и фактическим общением и т. п.

Среди общих принципов, определяющих более частные коммуникативные нормы, выделяется и принцип структурирования, который предполагает не только вычленение из всего потока информации определенных смысловых блоков, но и такое их расположение, при котором актуализируются различные логические связи и ассоциации, углубляющие и расширяющие, а иногда и дополняющие смысл высказывания.

Этот принцип также пронизывает все общение: структурирование действует как на уровне выделения из всего потока общения определенных коммуникативных ситуаций, так и на уровне структуры самой ситуации и структуры каждого высказывания в рамках этой ситуации (далее действие этого принципа можно проследить вплоть до уровня предложения, которое также имеет свою структуру).

Структурирование очень важно в коммуникативном плане — оно позволяет облегчить восприятие информации и его понимание, а также косвенно может повлиять и на ответное высказывание.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: