Что представляют собой речевые и языковые нормы?

 

Как правило, эти критерии у большинства людей соотносятся с коммуникативными качествами речи — такими ее свойствами, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным. Основными коммуникативными качествами речи являются уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность, а также правильность.

Коммуникативные качества речи — это воплощение прежде всего речевых норм, которые очень условно можно систематизировать по основным слагаемым ситуации общения применительно к самой важной в коммуникативном плане функции этих качеств речи. Так, уместность позволяет оценить целесообразность использования каждого речевого и языкового средства и речи вообще относительно конкретной ситуации общения. Доступность помогает гармонизировать уровень сложности речи с возможностями конкретного адресата. Чистота речи диктуется прежде всего этическими нормами и, как следствие, предупреждает помехи в коммуникации. Точность и логичность способствуют передаче правдивого и хорошо структурированного сообщения. Выразительность речи служит для целесообразного и гармоничного самовыражения говорящего или пишущего и в этом плане она всегда следует коммуникативным нормам. Языковая правильность обеспечивает общность кода между партнерами.

К коммуникативным нормам мы отнесем и нормы использования невербальных средств, которые как поддерживают словесный ряд в речи, так и заменяют его.

 

 

Что определяет уместность речи?

 

С коммуникативной точки зрения главной речевой нормой является ее уместность. Речь может быть эффективной, т. е. достигшей своей цели, только тогда, когда она уместна.

Уместной называется речь, которая соответствует всем составляющим коммуникативной ситуации. Уместность — это коммуникативное качество, которое более других качеств речи ориентировано на ситуацию общения в целом и, соответственно, более других свидетельствует о коммуникативной компетентности адресанта.

Уместность в широком смысле отражает уместность ситуативную (соответствие ситуации в целом). Уместность в узком смысле предполагает уместность речевую (текстовую), т. е. оценку целесообразности использования того или иного речевого средства. Оба этих вида определяются в первую очередь этическими и коммуникативными нормами, а проявляются в речи.

Уместность ситуативная представляет собой безусловное требование культуры речи. Ситуативная уместность обязательна для всех в любой сфере общения и в любой ситуации. Ситуативная уместность/неуместность речи определяется по всем составляющим коммуникативной ситуации целиком и по каждой в отдельности, поскольку все они тесно взаимосвязаны, но несоответствие речи всего одному параметру неизменно может сделать неуместной всю речь. Например, подмена темы или цели урока, неточная тональность речи, неправильный пример, неверно выбранный момент для замечания кому-то из учеников и т. д. В этом заключается самая главная особенность данного качества речи.

Текстовая уместность (уместность в узком смысле) связана с выбором конкретных речевых средств в рамках коммуникативной ситуации. Соответственно, текстовая уместность, по сути, входит в ситуативную как составная часть.

Уместность является базовым качеством для культуры речи, так как во многом определяет ее успешность. Отличие уместности от остальных коммуникативных качеств речи состоит в том, что, по сути, от оценки уместности или неуместности речи зависит, состоится ли сама речь, поскольку это качество речи закладывается на этапе прогнозирования самой речевой деятельности с точки зрения того, насколько та или иная ситуация благоприятна для достижения определенных целей общения.

Таким образом, степень уместности речи относительно участников общения определяется их этической и коммуникативной культурой.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: