Что представляют собой коммуникативные нормы?

 

Коммуникативные нормы обеспечивают возникновение контакта между людьми, процесс общения во всех его фазах, регулируют выбор способов достижения поставленных целей.

Именно они позволяют обеспечивать и структурировать общение, и реализовать этически грамотное воздействие коммуникантов. Коммуникативные нормы действуют на всех этапах речевой деятельности — от постановки цели и нейтрализации барьеров общения до достижения запланированного результата. Этот вид норм определяет также целенаправленность и целесообразность всего общения.

Коммуникативные нормы ориентированы на обеспечение мак-симально возможной эффективности общения в любой комму-никативной ситуации с учетом всех ее особенностей. Соединяя в себе стратегические и тактические компоненты, они обеспечивают непрерывность и успешность процесса общения. К стратегическим элементам общения можно отнести выбор цели, ситуации общения, партнеров, предмета речи и условий общения. А в процессе реализации той или иной стратегии в рамках определившейся ситуации общения проявляются тактические элементы речи: структурирование ее процесса, конкретное воплощение плана речи и регулирование процесса общения.

Коммуникативные нормы во многом являются средством реализации этических норм в процессе общения, поэтому коммуникативные нормы определяются этическими: если этические и коммуникативные цели вступают в противоречие, то приоритет должен принадлежать соблюдению этических норм (так, цель сообщить информацию не снимает необходимости вначале проявить уважение к адресату, например, с использованием формул речевого этикета; сообщение неприятной информации (результатов контрольной работы) тем более не может сопровождаться или предваряться упреками и обвинениями).

Коммуникативные нормы определяют выбор видов, форм, уровней и средств общения. При этом коммуникативные нормы более других вариативны. В них, в отличие от этических и языковых, почти невозможны строгие предписания и точные рецепты, поэтому коммуникативные нормы носят, как правило, рекомендательный характер.

Очень важным свойством коммуникативных норм является то, что, опираясь на них, коммуниканты действуют не только в предлагаемых обстоятельствах, но и активно моделируют нужные им ситуации общения и выбирают нужные им сценарии общения. И благодаря этому возможны рекомендации для коммуникантов как по выбору ситуации общения, так и по ее моделированию. Особенно важно это в педагогической деятельности, где учитель выбирает тип урока, виды заданий, их форму и содержание, тот или иной способ организации учебной деятельности, жанры своей речи и пр. в соответствии с целями, которые перед ним стоят, и с учетом всех слагаемых общения с данным классом. Это необычайно сложная задача, решить которую наилучшим образом и в полном объеме удается далеко не каждому педагогу.

 

 

К каким последствиям могут привести коммуникативные ошибки?

 

Ошибки коммуникативного плана (тем более ошибки, допущенные педагогом) редко остаются незамеченными. В зависимости от того, насколько грубым было это нарушение, оно вызывает те или иные последствия. При этом этические и коммуникативные нормы так тесно взаимосвязаны, что нарушение большинства коммуникативных норм общения одновременно приводит к нарушению и этических законов. Например, требование правдивости речи вытекает из того, что ложь является одним из основных барьеров общения, поскольку ставит под сомнение истинность всей речи и всей позиции коммуниканта, и в то же время ложь представляет собой нарушение этических норм вследствие того, что ложь — это проявление неуважения к партнеру или желание его обмануть ради достижения недостойных целей и т. д.

Расплатой за грубые нарушения этических и коммуникативных норм могут быть конфликты различной степени тяжести, срывы учениками уроков, их нежелание учиться у данного педагога и т. д. Менее грубые ошибки, связанные преимущественно с нарушением именно коммуникативных норм, приводят, па-пример, к тому, что учитель не достигает цели урока (или достигает лишь частично), ученики не понимают его объяснение нового материала и, как следствие, перестают его слушать. В случае коммуникативных ошибок частного плана могут возникать помехи в понимании больших или меньших фрагментов речи педагога (объяснения, задания и т. п.), но эти нарушения приводят к менее тяжелым последствиям: частичному непониманию, которое может быть преодолено совместными усилиями.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: