Что такое педагогический речевой поступок?

 

В системе школьного образования несоизмеримо высока и значительна роль учителя. Как справедливо отмечал Л. Л. Леонтьев, «задачи формирования полноценной, гармоничной личности предполагают комплексное развитие ребенка, не только познавательное, но и нравственное (выделено нами. — 3. К.), эстетическое...».

Совершаемые учителем речевые поступки оказывают воздействие на учеников, они являются своеобразным каналом, влияющим на представление школьников о корректном, достойном разрешении кризисной ситуации.

Педагогический речевой поступок — это такое речевое высказывание учителя, которое воздействует на учащегося с целью коммуникативно-нравственного воспитания.

В силу специфики педагогической деятельности учитель, взаимодействуя с учащимися, воздействует на них, следовательно, он довольно часто оказывается в ситуации, где востребован его речевой поступок. Важно, чтобы педагог верно оценил ситуацию общения и понял, почувствовал, когда тот или иной речевой поступок уместен.

Трудность профессии учителя в том и состоит, что почти каждое его действие, в том числе и речевое, постоянно находится «под прицелом» учащихся.

 

 

В каких речевых жанрах может быть реализован речевой поступок?

 

Речевой поступок — это высказывание, которое требует определенной речевой подготовки. Сначала адресант должен оценить ситуацию общения, соотнести ее с собственной нравственной позицией, учесть все нюансы речевой ситуации, определить коммуникативное намерение. Крайне важна ситуация общения, которая во многом определяет, как адресант будет действовать. Дело в том, что один и тот же речевой жанр в разных речевых ситуациях будет квалифицироваться по-разному: либо как речевое действие, либо как речевой поступок, например: письмо другу и официальное письмо, в котором коммуникант в критический момент развития неких событий выражает собственную нравственную позицию относительно какого-либо вопроса.

Есть такие речевые жанры, которые по сути своей уже предопределяют речевой поступок, например: открытое письмо, признание, зашита, ультиматум, исповедь, донос, клевета, жалоба и пр. Причем, одни РЖ заведомо являют собой негативный РП (клевета, донос и др.), другие — позитивный РП (защита, признание, исповедь и др.), третьи в зависимости от того, какие помыслы (добрые или злые) лежат в основе речевых действий, можно квалифицировать как позитивный или как негативный РП (ультиматум, письмо и др.).

Таким образом, мы можем заключить, что речевой поступок (его смысловая наполненность), как правило, реализуется в определенном речевом жанре.

Субъект определяет своей «речевой волей», своим коммуникативным намерением жанровую форму (письмо, записка, заявление, протест, лозунг-призыв и пр.). «Этот выбор,— пишет М.М. Бахтин, — определяется спецификой данной сферы речевого общения, предметно-смысловыми (тематическими) соображениями, конкретной ситуацией речевого общения, персональным составом его участников и т. п. И дальше речевой замысел говорящего со всей его индивидуальностью и субъективностью применяется и приспособляется к избранному жанру, складывается и развивается в определенной жанровой форме».

Предположим, классному руководителю необходимо организовать учеников для уборки пришкольного участка. Эту цель в зависимости от ситуации общения можно реализовать в разных речевых жанрах, например: просьба, требование, приказ, ультиматум. Однако не все действия учителя можно считать речевым поступком. Если это обычная просьба («Ребята, соберите, пожалуйста, мусор с пришкольного участка!»), то вряд ли ее можно считать речевым поступком. Однако в случае возникновения конфликтной ситуации учитель станет взывать к сознательности школьников, убеждать их в необходимости и значимости данного мероприятия, таким образом совершая речевой поступок. И это будет иной жанр — жанр убеждающей речи, или жанр «убеждение».

Речевые поступки учитель совершает в педагогическом диалоге как на уроке, так и вне его, в общении с учениками, родителями, коллегами. Объяснительная и обобщающая речь учителя тоже может включать речевой поступок; в ситуации опроса и оценивании знаний и умении учащихся также возможен речевой поступок; даже делая замечание расшалившемуся или отвлекающемуся ученику, учитель может совершить речевой поступок. Будет или нет то или иное действие учителя речевым поступком, зависит от ситуации общения, коммуникативного намерения учителя, его педагогического такта, опыта. Так, например, высказывая свое неодобрение поведением ученика на уроке, можно не делать резкого (а порой и грубого) замечания, а использовать прецедентный текст, например: «Ах, злые языки страшнее пистолета!» или «О чем шумите вы, народные витии?»

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: