Какие факторы влияют на проявление коммуникативно-речевой активности?

 

Проявление коммуникативно-речевой активности зависит от:

— природных предпосылок;

— особенностей характера человека;

— наличия потребности в самовыражении;

— конкретной ситуации, обстановки;

— уровня владения языком;

— организации обучения (стимулов, методов, приемов обучения);

— характера педагогического общения преподавателей с учащимися;

— характера общения товарищей по учебной группе. Причинами коммуникативно-речевой инактивности (отсутствия активности) могут быть:

— психологические барьеры личного свойства (боязнь задать глупый вопрос, выглядеть хуже других);

— заниженная самооценка или неустойчивость самооценки;

— страх перед аудиторией;

— отсутствие интереса к проблеме или неспособность «окунуться» в нее;

— низкий уровень подготовленности, неумение передать мысль словами.

Выявлена доминирующая тенденция речевого поведения — сохранение сформированного типа коммуникативно-речевой активности при изменениях языкового кода. Это дает возможность говорить об относительной стабильности феномена коммуникативно-речевой активности вне зависимости от языковой системы, средствами которой решаются вербальные задачи.

Формирование такого личностного свойства как коммуникативно-речевая активность возможно. Эта возможность связана с тем, что активность-пассивность не всегда являются стабильными. В онтогенезе они могут сменить друг друга в связи с возрастными периодами развития личности.

Оптимальным возрастным периодом формирования КРА человека являются детство и школьные годы. Это определяется как общей сензитивностью человека этого возраста к обучению, так и имеющимися данными о том, что ранний юношеский возраст можно считать своеобразным пределом, до которого человек с наибольшей легкостью и наибольшей устойчивостью овладевает установками, умениями, стереотипами в сфере общения (А. В. Мудрик).

Коммуникативно-речевая активность личности может изменяться в связи с изменениями социальной среды, в которой личность развивается, и под воздействием обучения, в ходе которого личность формируется.

Коммуникативно-речевая активность целенаправленно формируется в процессе реализации определенной последовательности различных по своему функциональному назначению следующих этапов:

а) индивидуальная работа, подготовка к общению (активизация внутренней речи);

б) работа в учебных парах (обмен монологами);

в) работа в малых группах (полилог, элементы дискуссии);

г) коллективная работа группы (реплики, монологи разной величины, элементы дискуссии).

Такая организация занятий и увеличивает время, отведенное под говорение учащихся, почти в два раза.

Характерной особенностью подобных занятий является то, что все обучающиеся без исключения находятся в ситуации, в которой не говорить нельзя.

Организация коллективного учебного взаимодействия в различного типа группах, в которых происходит интенсивное общение, способствует повышению (формированию) коммуникативно-речевой активности.


Глава 4

 


Роль интонации

В педагогическом общении

 

 

Каковы функции интонации в языке и речи?

 

Интонация — это сложный комплекс суперсегментных средств — пауз, логического ударения, интенсивности, мелодики, диапазонной высоты, темпа, тембра.

Функции интонации в языке и речи разнообразны. Интонация служит для членения речевого потока, оформления высказывания в единое целое, оформления коммуникативных типов высказываний.

Интонация способна передать и более тонкие различия высказываний внутри даже одного коммуникативного типа: приказ, например, отличается от просьбы своей интонацией, притом, что один коммуникативный тип высказывания — побуждение.

Интонация способна быть индикатором эмоционального состояния человека.

Феномен того, что интонация выполняет разноплановые функции, обратил на себя внимание давно, и традиционно в науке противопоставлялись как бы две полярные функции: грамматическая (синтаксическая) и эмоциональная.

Грамматическая функция связана с определенным членением речевого потока на фразы, синтагмы, с выражением отношений между частями высказывания.

Интонация высказывания (текста) способна сообщить нам информацию о том, к какому стилистическому пласту принадлежит это высказывание: кому оно адресовано, с какой целью произносится и т. д.

Нетрудно заметить, что интонационные рисунки различных в жанрово-стилистическом отношении текстов будут отличаться друг от друга характером мелодического контура и длительностью пауз, и даже характером выделенное™ главного по смыслу.

Выполняя стилистическую функцию, интонация оказывает большое влияние на восприятие сообщения, потому что в сознании носителей языка заложены интонационные структуры текстов определенных жанров и стилей, и если интонация сообщения соответствует содержанию, жанру, речевой ситуации, то тем самым ожидания слушателей оправдываются и повышается адекватность восприятия.

Со стилистической функцией интонации тесно связана такая ее функция, как характеристика личности говорящего. Социальные признаки говорящего (пол, возраст, социальный статус, профессия и т. п.) находят свое яркое выражение в интонации речи.

Отсюда в нашем речевом обиходе выражения: «говорит как начальник», «учительский тон» и т. п.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: