Проявление коммуникативно-речевой активности зависит от:
— природных предпосылок;
— особенностей характера человека;
— наличия потребности в самовыражении;
— конкретной ситуации, обстановки;
— уровня владения языком;
— организации обучения (стимулов, методов, приемов обучения);
— характера педагогического общения преподавателей с учащимися;
— характера общения товарищей по учебной группе. Причинами коммуникативно-речевой инактивности (отсутствия активности) могут быть:
— психологические барьеры личного свойства (боязнь задать глупый вопрос, выглядеть хуже других);
— заниженная самооценка или неустойчивость самооценки;
— страх перед аудиторией;
— отсутствие интереса к проблеме или неспособность «окунуться» в нее;
— низкий уровень подготовленности, неумение передать мысль словами.
Выявлена доминирующая тенденция речевого поведения — сохранение сформированного типа коммуникативно-речевой активности при изменениях языкового кода. Это дает возможность говорить об относительной стабильности феномена коммуникативно-речевой активности вне зависимости от языковой системы, средствами которой решаются вербальные задачи.
|
|
Формирование такого личностного свойства как коммуникативно-речевая активность возможно. Эта возможность связана с тем, что активность-пассивность не всегда являются стабильными. В онтогенезе они могут сменить друг друга в связи с возрастными периодами развития личности.
Оптимальным возрастным периодом формирования КРА человека являются детство и школьные годы. Это определяется как общей сензитивностью человека этого возраста к обучению, так и имеющимися данными о том, что ранний юношеский возраст можно считать своеобразным пределом, до которого человек с наибольшей легкостью и наибольшей устойчивостью овладевает установками, умениями, стереотипами в сфере общения (А. В. Мудрик).
Коммуникативно-речевая активность личности может изменяться в связи с изменениями социальной среды, в которой личность развивается, и под воздействием обучения, в ходе которого личность формируется.
Коммуникативно-речевая активность целенаправленно формируется в процессе реализации определенной последовательности различных по своему функциональному назначению следующих этапов:
а) индивидуальная работа, подготовка к общению (активизация внутренней речи);
б) работа в учебных парах (обмен монологами);
в) работа в малых группах (полилог, элементы дискуссии);
г) коллективная работа группы (реплики, монологи разной величины, элементы дискуссии).
Такая организация занятий и увеличивает время, отведенное под говорение учащихся, почти в два раза.
|
|
Характерной особенностью подобных занятий является то, что все обучающиеся без исключения находятся в ситуации, в которой не говорить нельзя.
Организация коллективного учебного взаимодействия в различного типа группах, в которых происходит интенсивное общение, способствует повышению (формированию) коммуникативно-речевой активности.
Глава 4
Роль интонации
В педагогическом общении
Каковы функции интонации в языке и речи?
Интонация — это сложный комплекс суперсегментных средств — пауз, логического ударения, интенсивности, мелодики, диапазонной высоты, темпа, тембра.
Функции интонации в языке и речи разнообразны. Интонация служит для членения речевого потока, оформления высказывания в единое целое, оформления коммуникативных типов высказываний.
Интонация способна передать и более тонкие различия высказываний внутри даже одного коммуникативного типа: приказ, например, отличается от просьбы своей интонацией, притом, что один коммуникативный тип высказывания — побуждение.
Интонация способна быть индикатором эмоционального состояния человека.
Феномен того, что интонация выполняет разноплановые функции, обратил на себя внимание давно, и традиционно в науке противопоставлялись как бы две полярные функции: грамматическая (синтаксическая) и эмоциональная.
Грамматическая функция связана с определенным членением речевого потока на фразы, синтагмы, с выражением отношений между частями высказывания.
Интонация высказывания (текста) способна сообщить нам информацию о том, к какому стилистическому пласту принадлежит это высказывание: кому оно адресовано, с какой целью произносится и т. д.
Нетрудно заметить, что интонационные рисунки различных в жанрово-стилистическом отношении текстов будут отличаться друг от друга характером мелодического контура и длительностью пауз, и даже характером выделенное™ главного по смыслу.
Выполняя стилистическую функцию, интонация оказывает большое влияние на восприятие сообщения, потому что в сознании носителей языка заложены интонационные структуры текстов определенных жанров и стилей, и если интонация сообщения соответствует содержанию, жанру, речевой ситуации, то тем самым ожидания слушателей оправдываются и повышается адекватность восприятия.
Со стилистической функцией интонации тесно связана такая ее функция, как характеристика личности говорящего. Социальные признаки говорящего (пол, возраст, социальный статус, профессия и т. п.) находят свое яркое выражение в интонации речи.
Отсюда в нашем речевом обиходе выражения: «говорит как начальник», «учительский тон» и т. п.