Насколько будет успешным путь самосовершенствования личности школьника и какими будут его речевые поступки, во многом зависит от учителя, от его речевого поведения.
Учитель может помочь школьнику познать самого себя, развивая в нем осознанное отношение к своим потребностям и возможностям, способность размышлять о своем внутреннем состоянии, анализировать переживания и мысли.
Важно целенаправленно стимулировать учащихся задуматься:
— над своими речевыми поступками, в основе которых лежат проблемы нравственного характера;
— над тем, насколько школьник внимателен к окружающим;
— доброжелателен ли он;
— всегда ли ему удается понять и почувствовать ситуацию общения;
— сможет ли он уйти от конфликта или разрешить спор достойно и т. п.
Необходимо стимулировать желание, потребность учащихся не только анализировать, но и, что очень важно, предвидеть возможный результат собственных речевых поступков.
Специальные задачи и задания, направленные на рефлексию речевого поведения ученика, помогут ему:
|
|
— избежать ошибок, оказавшись впоследствии в подобной ситуации общения;
— максимально объективно соотнести собственные убеждения и ситуацию общения;
— определить собственное речевое поведение в конкретной ситуации общения.
Как известно, осмысление речевого поведения формируется на базе оценок окружающих, оно может изменяться под влиянием информации, опыта, а также оценок других. Таким образом, сначала происходит осознание самого себя (какой Я?), а затем наступает этап формирования самого себя (самосовершенствования).
Глава 3
Коммуникативно-речевая
Активность учителя
В чем сущность понятия «коммуникативно-речевая активность»?
Коммуникативно-речевая активность (КРА) (применительно к говорению) — свойство человека, его деятельностное состояние, которое характеризуется стремлением к разнообразной речевой деятельности на уровне тех коммуникативных возможностей, к которым он готов, исходя из своих языковых возможностей. В коммуникативно-речевой активности проявляются волевые усилия человека и вместе с тем это его внутренняя готовность действовать соответствующим образом в конкретной коммуникативно-речевой ситуации, это и динамическое интегральное свойство личности, способное изменить под воздействием обучения свой характер от воспроизводящего до творческого. Коммуникативно-речевая активность — это и предмет, и основное условие обучения речи.
Каковы основные виды коммуникативно-речевой активности?
Выделяются следующие виды коммуникативно-речевой активности, различающиеся:
|
|
— в зависимости от волевых усилий личности:
а) потенциальная;
б) реализованная;
— в зависимости от характера выполняемой деятельности:
а) репродуктивная;
б) реконструктивная;
в) творческая;
— в зависимости от устойчивости проявления:
а) ситуативная;
б) интегральная.
Потенциальная активность внешне воспринимается как пассивность. Активность и пассивность необходимо рассматривать как противоположности, существующие в единстве. Пассивность —- есть момент активности, обязательное отношение кого-то и к чему-то предметному. Пассивным может выступать ранее активное и, наоборот, активное способно перейти в относительно пассивное. По отношению к создаваемому речевому продукту (тексту) субъект активен, так как к созданному может быть пассивным. Для реализации КРА (коммуникативно-речевая активность) необходимо наличие пассивности в том смысле, что что-то должно оставаться (воспринимать, мыслится) неизвестным в качестве основы изменения. Действительная (реализованная) коммуникативно-речевая активность индивида постоянно рождает сама из себя новые потенциальные виды активности.
Каждый из указанных видов коммуникативно-речевой активности ранжируется по уровням или по степени проявления: высокая, средняя, низкая (например, высокая потенциальная, но низкая реализованная коммуникативно-речевая активность или высокая репродуктивная, но низкая творческая или высокая реализованная ситуативная, но средняя интегральная коммуникативно-речевая активность и т. д.).
Для характеристики видов коммуникативно-речевой активности учитываются еще две стороны этого явления:
— результативная, т. е. те реальные достижения, которые явились результатом той или иной речевой деятельности;
— динамическая сторона, которая дает формальную характе-ристику выполняемой индивидом деятельности по таким ее качествам, как, например, легкость пробуждения КРА, интенсивность, длительность сохранения, распределение во времени.