Каковы основные признаки и типология жанра педагогической рецензии?

 

В 1837 г. в «Руководстве к дидактике, или науке преподавания, составленном по Нимейеру» А. Ободовский писал: «Сколь ни полезно упражнять молодых людей в сочинении, но настоящая польза от того приобретается через критический разбор и поправку их сочинений».

Слово «рецензия» (от лат. recensio — обследование) закрепилось в литературном языке в конце XVIII — начале XIX в. Рецензия — это более или менее развернутый целостный анализ произведения и его основных проблем, в ней важна не только информационная, но и оценочная направленность, стремление критика обосновать свою позицию, привлечь внимание читателя к рецензируемому произведению.

Педагогическая рецензия (рецензия на сочинение учащегося) — один из важнейших письменных педагогических жанров, который не только является средством аргументации поставленной отметки, но и способствует формированию коммуникативных умений школьников, предоставляет учителю возможность для проявления толерантности и осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, становится текстом-образцом оценочного жанра для учащегося.

Приведем некоторые примеры учительских рецензий:

«Хороший, интересный анализ. Много свежих мыслей, оригинальных суждений. Но все же будь внимательнее при подборе слов, в построении фраз. Чувствуется некоторая небрежность». «Тема понята правильно, раскрыта логично и последовательно. Но плохо знаешь цитаты (много фактических ошибок), забыл про сон Базарова, приводишь ошибочные суждения. А вообще, совсем неплохо».

«Тема не понята и не раскрыта. Ты пишешь о пороках чиновников в произведении Гоголя (причем даже не упомянула «Шинель»), а не о сатирическом изображении чиновничества. Данная тема предполагает анализ тех художественных приемов (сатира, ирония, гротеск, алогизм, гипербола и т. п.), которые использовал Гоголь для осмеяния человеческих пороков».

Рецензию следует отнести к группе вторичных текстов, называемых «диалогом с первичным текстом», и ее подгруппе: «вторичный текст-исследование» (по типологии Л. М. Майдановой), или к первично-вторичным текстам (по типологии В. Н. Мещерякова).

В соответствии с коммуникативной целью и другими жанро-образующими признаками можно выделить две разновидности жанра педагогической рецензии: текущую рецензию и итоговую рецензию. Текущая — создается на рабочее, тренировочное сочинение, итоговая — на рубежное, экзаменационное.

 

 

Каковы языковые особенности педагогической рецензии?

 

Выделим отдельно языковые особенности двух разновидностей педагогической рецензии: наличие качественных прилагательных и наречий, наречий, смягчающих категоричность суждений, различных групп вводных слов как нейтральной лексики, так и специальных терминов. Текущая рецензия, будучи адресованной конкретному ученику, содержит обращение, имя; в ней используются глаголы, обозначающие советы, рекомендации, при этом употребляются не только формы повелительного наклонения, но и изъявительного и условного наклонения, типа: поразмышляем, вспомним, можно было бы написать и т. д. В итоговой рецензии отсутствуют прямые обращения к ученику, преобладают сочетания «Автор» + глагол; страдательные конструкции.

 

Языковые особенности педагогической рецензии

Характерные только для текущей рецензии Характерные только для итоговой рецензии
Обращение к ученику; глаголы 2-го лица (допускаешь; не задумываешься; не учитываешь; сравниваешь; раскрываешь и т. д.); вводные слова, выражающие чувства говорящего (к сожалению; к счастью; к радости и т. д.); риторические вопросы особого рода (Почему не работаешь над стилем? Зачем включаешь этот эпизод? и т. д.) Формы страдательного залога (тема раскрывается; проблема рассматривается; мысль доказывается и т. д.);

 

Отметим совпадения языковых особенностей литературной и педагогической рецензий: использование наречий со значением оценки; умеренное употребление литературоведческих терминов; адресат-автор часто именуется либо по имени, либо просто автор.

 

 

Из каких структурно-содержательных компонентов состоит педагогическая рецензия?

 

Порядок включения структурных компонентов в текст рецензии определяется учителем с учетом конкретной учебной ситуации.

1. Условные обозначения на полях (в том числе обозначение удачных мест сочинения).

2. Положительные стороны сочинения (в содержании, композиции, речевом оформлении).

3. Общая оценка сочинения: есть ли замысел сочинения, реализован ли он?

4. Анализ и оценка содержания и формы сочинения:

— Понимает ли учащийся тему и основную мысль сочинения? Насколько глубоко и полно раскрывает их?

— Удачна ли композиция сочинения? Последовательно ли изложен материал?

— Доказательна ли основная часть сочинения? (Анализ используемой учащимся аргументации.)

— Хорошо ли учащийся знает текст произведения? Допускает ли фактические ошибки? Насколько уместно и правильно использует цитаты?

— Как учащийся использует языковые средства? (Оценка их разнообразия и выразительности.) Есть ли в сочинении речевые и стилистические ошибки?

5. Какое место данное сочинение занимает в процессе литературного развития ученика-автора?

6. Рекомендации по совершенствованию написанного и советы по созданию последующих сочинений.

Следует отметить, что педагогическая рецензия особенно важна в случае, когда взгляды на литературное произведение, его интерпретация учеником и учителем (выражающим принятую в литературоведении точку зрения) не совпадают, а также когда учащийся создает нестандартное (по школьным критериям) сочинение — в стихах, в форме диалога героев и т. п. Учитель вправе поставить положительную отметку, если сочинение написано на тему, мысли автора аргументированы, текст произведения не искажен, однако педагог обязательно должен раскрыть свой взгляд на сформулированную в теме сочинения проблему и с особой тщательностью и педагогическим тактом прокомментировать достоинства и недостатки работы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: