Сделать процесс усвоения знаний не только доступным, но и интересным, увлекательным, помогают такие приемы популяризации, как метафора, олицетворение, сравнение, аналогия. Они влияют на содержательную сторону объяснительной речи.
Метафора — это троп, основанный на переносе свойств и признаков одного предмета на другой по принципу сходства или контраста.
Метафора — инструмент неявного управления пониманием. Наша концептуальная система по своей природе метафорична, метафорична и личностная модель мира. Метафора в объяснении учителя есть не что иное, как актуализация этой модели, прием программирования понимания адресатом смысла речи. В педагогическом дискурсе метафоры создают эффект ситуативной экспрессии, обстановку непринужденности, общей заинтересованности.
Метафора стимулирует творческое восприятие. Введение новых терминов, объяснение абстрактных понятий часто сопровождается привлечением метафоры: учитель обращается к языковым средствам других сфер общения, к впечатлениям обыденной жизни.
|
|
Олицетворение — троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.
Языковые явления и понятия, образуя систему, находятся в определенной иерархической зависимости, обладают определенными функциями. Как донести все это до сознания школьника? Приблизив эти отношения и закономерности к уровню учащихся, наделив абстрактные понятия признаками живых существ.
Фразеологизмы — средство создания экспрессивности в речи учителя, средство создания разговорной тональности объяснения.
Образность речи педагога, словесную наглядность, а следовательно, и популярность изложения учебного материала создают сравнения. Этот речевой прием учитель использует довольно часто. Трудно вообще представить себе объяснение чего-либо без сравнения. Как известно, сравнение — троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака. Сравнение может выражаться разными языковыми средствами, довольно частотным в речи учителя является оборот со сравнительным союзом как, подобно.
Какова роль аналогии как средства популяризации?
Аналогия — это речевой прием (своеобразная риторическая фигура), основанный на соотнесении наглядных примеров с научным понятием, как известно, абстрактным и не всегда понятным и доступным.
Аналогия — это создание словесно-образной наглядности, основу которой составляет какая-то картина, эпизод, факт, событие из пережитого детьми жизненного опыта. Конкретная картина — ключ к пониманию учебного материала. Понимание обеспечивается и тем, что благодаря этому приему новые знания органично структурируются в сознании школьника, создавая единую картину мира. Использование аналогии — свидетельство заботы ритора об адресате, маркер диалогового по сути общения. В результате угадывания в незнакомом знакомого у слушателя создается впечатление «открытия», «сотворчества в процессе познания».
|
|
Объяснение с привлечением аналогии развертывается как два микротекста: первый — с опорой на образ, хорошо знакомую картину (это и есть аналогия), второй — суть изучаемого явления:
Незаменимы аналогии при раскрытии закономерностей научных явлений, разъяснении функциональной разницы между понятиями.
Изобретая аналогии, учителя проявляют свое индивидуальное видение предмета. Создавая словесный образ, они прибегают к явлениям из области других наук, искусства, окружающей действительности.
Глава 4
Рецензия как профессиональный жанр
Письменной речи учителя