Методические рекомендации преподавателю

 

Преподаватель, читающий курс «Специальная психология», должен, в соответствии с ГОС ВПО, проводить такие виды занятий как лекции и практические. Лекционный курс должен включать основные разделы, рассмотренные в содержании настоящего комплекса. На практических занятиях целесообразно рассмотреть такие темы, как:

- Теории компенсации;

- Закономерности психического развития аномальных детей;

- Дизонтогенез и его психологические параметры;

- Методы компенсации, коррекции и социальной адаптации.

Каждая тема должна включать задания для самостоятельной работы. Это может быть написание конспекта (по данному курсу предусматривается три), реферата, подготовка докладов и сообщений (подробно см. методические рекомендации к самостоятельной работе).

3.1. Самостоятельная работа предполагает следующее содержание:

  1. Подготовка к практическому занятию по теме «Теория компенсации» (конспектирова­ние статьи, подготовка докладов и сообщений, решение психологических задач) –

4 часа.

  1. Подготовка к практическому занятию по теме «Закономерности психического развития аномальных детей» (конспектирование литературы, подготовка докладов и сообщений, решение психоло­гических задач).- 8 часов.
  2. Подготовка к практическому занятию по теме «Дизонтогенез и его психологические параметры» (подготовка докладов и со­общений, решение психологических задач).- 8 часов.
  3. Подготовка к практическому занятию по теме «Методы компенсации, коррекции и социальной адаптации» (конспектирование статьи, под­готовка докладов и сообщений, решение психологиче­ских задач). 4 часа.
  4. Подготовка к практическому занятию по теме «Особенности проблематики изучения аномальных детей» (конспектирование статьи, подготовка докладов и сообщений).- 4 часа.

6. Подготовка к решению тестовых заданий.- 8 часа.

3.2. Рекомендуется использовать следующие информационные ресурсы:

1. Степанова Н.А. Специальная психология. Курс лекций. Электронный вариант. - КБ (кабинет самостоятельной работы по психологии).

2. Степанова Н.А. Тестовые задания по дисциплине «Специальная психология».-Электронный вариант (ЦТТ и ДО ТГПУ им. Л.Н. Толстого).

3. Степанова Н.А. Учебно-методические материалы по дисциплине «Специальная психология». Электронный вариант (ЦТТ и ДО ТГПУ им. Л.Н. Толстого, кафедра специальной психологии им. Л.Н. Толстого).

  1. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования.

http://www.psyperm.narod.ru/K2.htm

  1. Газета «Школьный психолог» http://psy.1 september.ru/
  2. Журнал практической психологии и психоанализа. http://www.psychol.ras.ru/
  3. Института групповой и семейной психотерапии. http://www.localhost.ru/
  4. Журнал практического психолога. http://www.a-lider.

Статьи:

- Апресян Р. Г. Этика ненасильственного разрешения конфликтов.

  http://www.nns.ru/analytdoc/konflg.htm/

- Братченко С. Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании. http://www.tolerance.ru/p-biblio-readhall.shtm/

- Кошарный А. В., Кошарный Е. А. Психологические механизмы формирования толерантности. http://www.toleration.bsu.edu.ru/public/

- Лях Т.И., Степанова Н.А. Специфика и преемственность в выполнении курсовых и

дипломных работ по специальной психологии.- Методические рекомендации. Электронный вариант. 562 КБ (ЦТТ и ДО ТГПУ им. Л.Н. Толстого, кафедра специальной психологии им. Л.Н. Толстого).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ указания студентам 

Планы семинарских занятий

Практическое занятие № 1 (2 часа).

Теория   компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация.

Цель занятия: изучение теории компенсации, исследование особенностей внутрисистемной и межсистемной компенсаций.

План занятия:

1. Определение понятий «дефект» и «компенсация» в психологии.

2. Теории компенсаций.

3. Вклад Л.С. Выготского в учение о дефекте и компенсации.

4. Внутрисистемная и межсистемная компенсация.                                                                          

                                        Вопросы для обсуждения

Как Л.С. Выготский определял первичные нарушения и нарушения более высокого порядка? Как эти нарушения сочетаются?

Дайте сравнительную характеристику «первичным» и «вторичным» дефектам развития.

Задания для самостоятельной работы

Конспектирование

1. Дефект и сверхкомпенсация. В кн. Выготский Л.С. Основы дефектологии.- Собр. соч., т. 5 - М., 1983.

Рекомендуемая литература

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии.- Собр. соч., т. 5 - М., 1983.

2. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности.- М., 1980.

3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.

4. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.

Практическое занятие №2 (4 часа)

Закономерности психического развития аномальных детей

Цель занятия: изучение общих и специфических закономерностей психического развития детей с отклонениями.

План занятия

1. Роль биологических факторов в психическом развитии ребенка.

2. Роль социальных факторов в психическом развитии ребенка.

3. Проявление общих закономерностей психического развития при психических и сенсорных нарушениях.

4. Проявление общих закономерностей психического развития при интеллектуальных и физических нарушениях.

5. Специфические закономерности аномального развития.

Вопросы для обсуждения

Какими причинами вызываются отклонения в психическом развитии ребенка. Какую роль играют биологические и социальные факторы в нормальном и аномальном развитии?

Что такое «фактор развития» и какие факторы отклоняющего развития вы знаете?

Перечислите общие закономерности отклоняющего развития.

Рекомендуемая литература

  1. Выготский Л.С. Основы дефектологии.- Собр. соч., т. 5 - М., 1983.
  2. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности.- М., 1980.
  3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
  4. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
  5.  Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., Академия, 2002.                   
  6.  Сииваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
  7. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., Академия, 2002.
  8. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: