Преподаватель, читающий курс «Специальная психология», должен, в соответствии с ГОС ВПО, проводить такие виды занятий как лекции и практические. Лекционный курс должен включать основные разделы, рассмотренные в содержании настоящего комплекса. На практических занятиях целесообразно рассмотреть такие темы, как:
- Теории компенсации;
- Закономерности психического развития аномальных детей;
- Дизонтогенез и его психологические параметры;
- Методы компенсации, коррекции и социальной адаптации.
Каждая тема должна включать задания для самостоятельной работы. Это может быть написание конспекта (по данному курсу предусматривается три), реферата, подготовка докладов и сообщений (подробно см. методические рекомендации к самостоятельной работе).
3.1. Самостоятельная работа предполагает следующее содержание:
- Подготовка к практическому занятию по теме «Теория компенсации» (конспектирование статьи, подготовка докладов и сообщений, решение психологических задач) –
4 часа.
- Подготовка к практическому занятию по теме «Закономерности психического развития аномальных детей» (конспектирование литературы, подготовка докладов и сообщений, решение психологических задач).- 8 часов.
- Подготовка к практическому занятию по теме «Дизонтогенез и его психологические параметры» (подготовка докладов и сообщений, решение психологических задач).- 8 часов.
- Подготовка к практическому занятию по теме «Методы компенсации, коррекции и социальной адаптации» (конспектирование статьи, подготовка докладов и сообщений, решение психологических задач). 4 часа.
- Подготовка к практическому занятию по теме «Особенности проблематики изучения аномальных детей» (конспектирование статьи, подготовка докладов и сообщений).- 4 часа.
6. Подготовка к решению тестовых заданий.- 8 часа.
3.2. Рекомендуется использовать следующие информационные ресурсы:
1. Степанова Н.А. Специальная психология. Курс лекций. Электронный вариант. - КБ (кабинет самостоятельной работы по психологии).
2. Степанова Н.А. Тестовые задания по дисциплине «Специальная психология».-Электронный вариант (ЦТТ и ДО ТГПУ им. Л.Н. Толстого).
3. Степанова Н.А. Учебно-методические материалы по дисциплине «Специальная психология». Электронный вариант (ЦТТ и ДО ТГПУ им. Л.Н. Толстого, кафедра специальной психологии им. Л.Н. Толстого).
- Кочюнас Р. Основы психологического консультирования.
http://www.psyperm.narod.ru/K2.htm
- Газета «Школьный психолог» http://psy.1 september.ru/
- Журнал практической психологии и психоанализа. http://www.psychol.ras.ru/
- Института групповой и семейной психотерапии. http://www.localhost.ru/
- Журнал практического психолога. http://www.a-lider.
Статьи:
- Апресян Р. Г. Этика ненасильственного разрешения конфликтов.
http://www.nns.ru/analytdoc/konflg.htm/
- Братченко С. Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании. http://www.tolerance.ru/p-biblio-readhall.shtm/
- Кошарный А. В., Кошарный Е. А. Психологические механизмы формирования толерантности. http://www.toleration.bsu.edu.ru/public/
- Лях Т.И., Степанова Н.А. Специфика и преемственность в выполнении курсовых и
дипломных работ по специальной психологии.- Методические рекомендации. Электронный вариант. 562 КБ (ЦТТ и ДО ТГПУ им. Л.Н. Толстого, кафедра специальной психологии им. Л.Н. Толстого).
МЕТОДИЧЕСКИЕ указания студентам
Планы семинарских занятий
Практическое занятие № 1 (2 часа).
Теория компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация.
Цель занятия: изучение теории компенсации, исследование особенностей внутрисистемной и межсистемной компенсаций.
План занятия:
1. Определение понятий «дефект» и «компенсация» в психологии.
2. Теории компенсаций.
3. Вклад Л.С. Выготского в учение о дефекте и компенсации.
4. Внутрисистемная и межсистемная компенсация.
Вопросы для обсуждения
Как Л.С. Выготский определял первичные нарушения и нарушения более высокого порядка? Как эти нарушения сочетаются?
Дайте сравнительную характеристику «первичным» и «вторичным» дефектам развития.
Задания для самостоятельной работы
Конспектирование
1. Дефект и сверхкомпенсация. В кн. Выготский Л.С. Основы дефектологии.- Собр. соч., т. 5 - М., 1983.
Рекомендуемая литература
1. Выготский Л.С. Основы дефектологии.- Собр. соч., т. 5 - М., 1983.
2. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности.- М., 1980.
3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
4. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
Практическое занятие №2 (4 часа)
Закономерности психического развития аномальных детей
Цель занятия: изучение общих и специфических закономерностей психического развития детей с отклонениями.
План занятия
1. Роль биологических факторов в психическом развитии ребенка.
2. Роль социальных факторов в психическом развитии ребенка.
3. Проявление общих закономерностей психического развития при психических и сенсорных нарушениях.
4. Проявление общих закономерностей психического развития при интеллектуальных и физических нарушениях.
5. Специфические закономерности аномального развития.
Вопросы для обсуждения
Какими причинами вызываются отклонения в психическом развитии ребенка. Какую роль играют биологические и социальные факторы в нормальном и аномальном развитии?
Что такое «фактор развития» и какие факторы отклоняющего развития вы знаете?
Перечислите общие закономерности отклоняющего развития.
Рекомендуемая литература
- Выготский Л.С. Основы дефектологии.- Собр. соч., т. 5 - М., 1983.
- Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности.- М., 1980.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
- Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
- Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., Академия, 2002.
- Сииваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
- Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., Академия, 2002.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.