Дизонтогенез и его психологические параметры
Цель занятия: исследование понятия «дизонтогенез» и определение его психологических параметров.
План занятия
1. Психическое развитие и деятельность.
2. Понятие аномального развития (дизонтогенез), «аномальный ребенок».
3. Типы нарушений психического развития.
4. Причины нарушений в психическом развитии.
5. Отрасли специальной психологии.
Вопросы для обсуждения
Как соотносятся возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка?
В каких случаях можно говорить об аномальном развитии? Каких детей считают аномальными?
В чем состоит принцип возрастной обусловленности типа нарушенного развития?
Перечислите основные параметры дизонтогенеза и дайте их содержательное описание.
Приведите примеры различных видов дизонтогенеза.
Охарактеризуйте три основных направления дизонтогенеза: ретардация, асинхрония, дефицитарность.
Рекомендуемая литература
- Выготский Л.С. Основы дефектологии.- Собр. соч., т. 5 - М., 1983.
- Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности.- М., 1980.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
- Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
- Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., Академия, 2002.
- Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., Академия, 2002.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.
Практическое занятие № 4 (4 часа)
|
|
Методы компенсации, коррекции и социальной адаптации .
Цель занятия: знакомство с методами компенсации, коррекции, социальной адаптации.
План занятия
- Методы компенсации.
- Методы коррекции.
- Методы социальной адаптации.
- Психологические проблемы построения методов специального обучения.
Вопросы для обсуждения
Как связаны социальная адаптация и индивидуальные особенности развития личности?
Как Вы представляете себе соотношение возрастных, типических и индивидуальных особенностей ребенка?
Какие личностные образования, на Ваш взгляд, становятся наиболее значительной помехой на пути социальной адаптации школьника?
В каких ситуациях включаются механизмы психологической защиты?
Задания для самостоятельной работы
1. Конспектирование:
Принципы социального воспитания глухонемых детей. В кн. Выготский Л.С. Основы дефектологии.- Собр. соч., т. 5 - М., 1983.
2. Темы рефератов и сообщений
Проблемы диагностики и коррекции отклонений в развитии в условиях школьного обучения.
|
|
Рекомендуемая литература
- Берне Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 1986.
- Леви В. И. Нестандартный ребенок. - М., 1992.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986.
- Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития.- М., Академия, 2001.
- Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., Академия, 2002.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., Аркти, 2001.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.
Практическое занятия № 5 (2 часа)
Особенности проблематики изучения аномальных детей
Цель занятия: знакомство с особенностями интегрированного обучения.
План занятия
1. Интегрированное обучение.
2. Интеграция человека с нарушениями психического развития в обществе.
3. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии.
Задания для самостоятельной работы
Конспектирование:
1. Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании). В кн. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Под ред. Б.П. Пузанова.- М.: Академия, 2001.
Рекомендуемая литература
- Выготский Л.С. Основы дефектологии.- Собр. соч., т. 5 - М., 1983.
- Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности.- М., 1980.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
- Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития.- М., Академия, 2001.
- Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., Академия, 2002.
- Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., Академия, 2002.
Задания для самостоятельной работы
ПО ДИСЦИПЛИНЕ "СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ"
К теме «Теория компенсации. Внутрисистемная
и межсистемная компенсация»
Цель занятия: изучение теории компенсации, исследование особенностей внутрисистемной и межсистемной компенсаций.
Вопросы для обсуждения
Как Л.С. Выготский определял первичные нарушения и нарушения более высокого порядка? Как эти нарушения сочетаются?
Дайте сравнительную характеристику «первичным» и «вторичным» дефектам развития.
Задания для самостоятельной работы
Конспектирование
1. Дефект и сверхкомпенсация. В кн. Выготский Л.С. Основы дефектологии.- Собр. соч., т. 5 - М., 1983.
Рекомендуемая литература
5. Выготский Л.С. Основы дефектологии.- Собр. соч., т. 5 - М., 1983.
6. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности.- М., 1980.
7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
8. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
К теме «Закономерности психического развития аномальных детей»
Цель занятия: изучение общих и специфических закономерностей психического развития детей с отклонениями.
Вопросы для обсуждения
Какими причинами вызываются отклонения в психическом развитии ребенка. Какую роль играют биологические и социальные факторы в нормальном и аномальном развитии?
Что такое «фактор развития» и какие факторы отклоняющего развития вы знаете?
Перечислите общие закономерности отклоняющего развития.
Рекомендуемая литература
- Выготский Л.С. Основы дефектологии.- Собр. соч., т. 5 - М., 1983.
- Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности.- М., 1980.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
- Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
- Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., Академия, 2002.
- Сииваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
- Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., Академия, 2002.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.
|
|