Практическое занятия № 3 (4 часа)

Дизонтогенез и его психологические параметры

Цель занятия: исследование понятия «дизонтогенез» и определение его психологических параметров.

План занятия

1. Психическое развитие и деятельность.

2. Понятие аномального развития (дизонтогенез), «аномальный ребенок».

3. Типы нарушений психического развития.

4. Причины нарушений в психическом развитии.

5. Отрасли специальной психологии.

Вопросы для обсуждения

Как соотносятся возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка?

В каких случаях можно говорить об аномальном развитии? Каких детей считают аномальными?

В чем состоит принцип возрастной обусловленности типа нарушенного развития?

Перечислите основные параметры дизонтогенеза и дайте их содержательное описание.

Приведите примеры различных видов дизонтогенеза.

Охарактеризуйте три основных направления дизонтогенеза: ретардация, асинхрония, дефицитарность.

Рекомендуемая литература

  1. Выготский Л.С. Основы дефектологии.- Собр. соч., т. 5 - М., 1983.
  2. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности.- М., 1980.
  3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
  4. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
  5.  Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., Академия, 2002.                   
  6.  Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., Академия, 2002.
  7. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.

Практическое занятие № 4 (4 часа)

Методы компенсации, коррекции и социальной адаптации .

Цель занятия: знакомство с методами компенсации, коррекции, социальной адаптации.

План занятия

  1. Методы компенсации.
  2. Методы коррекции.
  3. Методы социальной адаптации.
  4. Психологические проблемы построения методов специального обучения.

Вопросы для обсуждения

Как связаны социальная адаптация и индивидуальные особенности развития личности?

Как Вы представляете себе соотношение возрастных, типических и индивидуальных особенностей ребенка?

Какие личностные образования, на Ваш взгляд, становятся наиболее значительной помехой на пути социальной адаптации школьника?

В каких ситуациях включаются механизмы психологической защиты?

Задания для самостоятельной работы

1. Конспектирование:

Принципы социального воспитания глухонемых детей. В кн. Выготский Л.С. Основы дефектологии.- Собр. соч., т. 5 - М., 1983.

2. Темы рефератов и сообщений

Проблемы диагностики и коррекции отклонений в развитии в условиях школьного обучения.

Рекомендуемая литература

  1. Берне Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 1986.
  2. Леви В. И. Нестандартный ребенок. - М., 1992.
  3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986.
  4. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
  5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития.- М., Академия, 2001.
  6. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., Академия, 2002.
  7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., Аркти, 2001.                  
  8. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.

Практическое занятия № 5 (2 часа)

Особенности проблематики изучения аномальных детей

Цель занятия: знакомство с особенностями интегрированного обучения.

План занятия

1. Интегрированное обучение.

2. Интеграция человека с нарушениями психического развития в обществе.

3. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии.

Задания для самостоятельной работы

Конспектирование:

1. Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании). В кн. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Под ред. Б.П. Пузанова.- М.: Академия, 2001.

Рекомендуемая литература

  1. Выготский Л.С. Основы дефектологии.- Собр. соч., т. 5 - М., 1983.
  2. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности.- М., 1980.
  3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
  4. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
  5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития.- М., Академия, 2001.
  6.  Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., Академия, 2002.         
  7. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., Академия, 2002.

Задания для самостоятельной работы

ПО ДИСЦИПЛИНЕ "СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ"

К теме «Теория компенсации. Внутрисистемная

 и межсистемная компенсация»

Цель занятия: изучение теории компенсации, исследование особенностей внутрисистемной и межсистемной компенсаций.

                                        Вопросы для обсуждения

Как Л.С. Выготский определял первичные нарушения и нарушения более высокого порядка? Как эти нарушения сочетаются?

Дайте сравнительную характеристику «первичным» и «вторичным» дефектам развития.

Задания для самостоятельной работы

Конспектирование

1. Дефект и сверхкомпенсация. В кн. Выготский Л.С. Основы дефектологии.- Собр. соч., т. 5 - М., 1983.

Рекомендуемая литература

5. Выготский Л.С. Основы дефектологии.- Собр. соч., т. 5 - М., 1983.

6. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности.- М., 1980.

7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.

8. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.

К теме «Закономерности психического развития аномальных детей»

Цель занятия: изучение общих и специфических закономерностей психического развития детей с отклонениями.

Вопросы для обсуждения

Какими причинами вызываются отклонения в психическом развитии ребенка. Какую роль играют биологические и социальные факторы в нормальном и аномальном развитии?

Что такое «фактор развития» и какие факторы отклоняющего развития вы знаете?

Перечислите общие закономерности отклоняющего развития.

Рекомендуемая литература

  1. Выготский Л.С. Основы дефектологии.- Собр. соч., т. 5 - М., 1983.
  2. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности.- М., 1980.
  3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
  4. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
  5.  Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., Академия, 2002.                   
  6.  Сииваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
  7. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., Академия, 2002.
  8. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: