Коррекция, реабилитация, абилитация как категории спецпсихологии

Коррекция - система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития ребенка. коррекция - это внешняя активность, нужен специалист, который будет осуществлять коррекционную деятельность, исправлять имеющееся нарушение (например, логопед исправляет речевые нарушения). Коррекция, в отличие от компенсации, показана в случае, нарушения функции, но не ее выпадения. Корригировать зрение, когда оно отсутствует, бессмысленно.

Реабилитация - система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных, инвалидов, лиц, перенесших заболевание. Можно сказать, что реабилитация есть попытка воздействия на компенсаторные способности человека. При этом разные виды реабилитации опираются на разные уровни компенсаторных процессов. Так медицинская реабилитация обращена к биологическому уровню организации компенсаторных процессов (ведущими являются лекарства, лечебная физкультура и т.д.); психологическая реабилитация обращена к психологическому уровню компенсаторных процессов (ведущим будут психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия, направленные на сознание человека) и т.д.

Ситуация абилитации характеризуется тем, что факта и момента утраты функции не было – человек изначально от рождения или с раннего детства обладал тем или иным нарушением. Речь не может идти о восстановлении, так как восстанавливать можно только то, что утрачено. Если при реабилитации ключевым словом выступает – восстановление, то при абилитации – формирование. Например, если человек, после перелома ноги хромает, необходима реабилитация, восстановление нормальных функций (таких, как были до перелома ноги), а умственно отсталому малышу нужна абилитация, формирование всех функций, так как самостоятельно они у него не появятся. Поэтому абилитационныемероприятия нужно понимать как систему раннего вмешательства в процессе развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений. Таким образом, абилитация (предоставление прав) - это система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах.

Классификация дизонтогенеза

Дизонтогенез - общее название различных вариантов нарушений в психическом развитии.

22. Классификации детей с ОПФР.

Дети с ОПФР – дети с особенностями психофизического развития.

- Дети с сенсорными нарушениями (слух, зрение).

- Дети с нарушением речи.

- Дети с нарушением опорно- двигательного аппарата.

- Дети с интеллектуальными нарушениями.

- Дети с комплексными нарушениями.

- Дети с искаженным развитием.

К детям с особенностями психофизического развития относятся дети, которые в результате психических и физических недостатков имеют сложности в обучении: глухие дети и слабослышащие; слепые и слабовидящие; дети с задержкой психического развития; умственно отсталые дети; аутичные дети; дети с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложными (комбинированными) нарушениями и др.

Дети с ОПФР (особенности психо- физического развития) делятся на следующие категории:

- Дети с трудностями в обучении

- Дети- инвалиды

- Дети, обучающиеся в интеграционных классах

- Дети, нуждающиеся в психолого-педагогической помощи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: