double arrow

Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при дефицитарном развитии. Особенности социализации и социальной адаптации при дефицитарном развитии.

Психические процессы, состояния, свойства лиц с нарушени­ем зрения, слуха, речи, опорно-двигательной системы обладают общими типичными особенностями, получившими определение дефицитарное развитие личности (В.В. Ковалев, В.В. Лебединс­кий и др.).

Анализ литературы по этой проблеме позволяет выделить ряд последовательных причинно-следственных звеньев дефицитарно­го развития психики.

1. Нарушение одного из анализаторов представляет собой ус­ловие нарушения нормы психического развития в результате де­фекта сенсомоторной основы психического отражения.

2. Поскольку в целостном психическом отражении взаимо­действуют все анализаторы и все психические процессы, то нарушение функционирования хотя бы в одном анализаторе при­водит к нарушению всех психических процессов.

3. Основной механизм нарушения внимания - ослабление ин­тереса к окружающему миру, угасание ориентировочно-исследо­вательского рефлекса вследствие потери одного из каналов психической информации. Недостаток произвольного внимания затрудняет процесс обучения, сокращает зону ближайшего развития ребенка.

4. Основной механизм нарушения восприятия – нарушение образов отражения: искажение реальных параметров в первич­ных зонах поврежденных анализаторов ощущений; несформиро­ванная модальность (звуковая, зрительная, двигательная) психических образов; отсутствие целостности психических образов (их фрагментарность) вследствие неполноты взаимодействия всех анализаторов.

5. Основной механизм нарушения памяти – предшествующие запечатлению и сохранению информации нарушения внимания, неполнота и искажение психических образов восприятия.

6. Основной механизм нарушения мышления - недостат­ки внимания, неполная и искаженная информация восприятия и памяти, т.е. существенные пробелы и ошибки первичной ин­формации, с которой в дальнейшем предстоит работать мышле­нию. В этой связи страдает в первую очередь наиболее онтогенетически ранний вид наглядно-действенного мышления. Наруше­ние первой ступени мышления, базовой для формирования пос­ледующих, становится первопричиной затруднений в развитии основанных на наглядно-действенном мышлении более сложных форм образного и словесно-логического мышления. В результате появляется целостная картина отставания психического развития в познавательной сфере. Она характеризуется несформированностью свойств обратимости мышления, т.е.

расстройством вза­имодействия информационных кодов действия с предметом (наглядно-действенное мышление), образов действия с предметом (образное мышление), словесного обозначения предметов и абс­трактных действий с ними (словесно-логическое мышление).

7. В результате компенсации первичного дефекта того или иного анализатора (зрительного, слухового, двигательного) развитием речи, вербальным мышлением часто отмечается формализм мышления, т.е. неподкрепление словесного обозначения предмета и явления сенсомоторным образом, неподкрепление теории прак­тикой, идеального Я (хочу) реальным Я (могу).

8. Недостаток адекватного отражения мира реалистичным, объективным, рациональным способом компенсируется субъек­тивным, эмоциональным, иррациональным способом психического отражения. В структуре личности происходит существенный сдвиг аффективно-когнитивной пропорции психического отражения в сторону аффекта.

9. Личность, которая формируется в результате дефицитарного развития, часто приобретает тип так называемой нарциссической личности, для которой характерны:

ü инфантильность, эгоцентризм;

ü завышенная самооценка идеального «Я», неадекватно претенциозные запросы по сравнению с неразвитым реальным «Я» (умени­ями, способностью реализовать претензии на исключительность);

ü чрезмерная эффективность, замещающая недостатки интел­лекта, высших духовных чувств, изъяны моральных качеств;

ü мощная психологическая защита, компенсирующая слабо развитое реальное Я.

Без специальной профилактической работы медиков, психо­логов, педагогов возникающие разнообразные акцентуации ха­рактера в процессе дефицитарного развития личности приводят к психопатии, к патологическому завершению дизонтогенеза.

10. Межличностные отношения являются большой проблемой, поскольку значительная зависимость от зрячих, слышащих, двигающихся, а значит более компетентных в окружающем мире, создает специфические трудности формирования мотивации общения, предполагающей диалог, где происходит восприятие и осмысление эмоциональных другого человека. Особенно сложно вступать в общение слепому и детям с ДЦП.

11. Трудности построения социального взаимодействия приводят к возникновению социальных страхов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: