Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при ЗПР. Особенности социализации и социальной адаптации при ЗПР

При ЗПР у детей наблюдаются отклонения в интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферах. При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов. Также при ЗПР у детей выявляются нарушения всех сторон речевой деятельности: большинство детей страдают дефектами звукопроизношения; имеют ограниченный словарный запас; слабо владеют грамматическими обобщениями. Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов. Недостатки в развитии произвольной памяти проявляются в замедленном запоминании, быстроте забывания, неточности воспроизведения, плохой переработке воспринимаемого материала. Внимание характеризуется неустойчивостью, что приводит к неравномерной работоспособности, детям с ЗПР трудно собрать, сконцентрировать внимание. Дети с ЗПР отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.

У детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т. д.). Необходимо отметить, что хотя дети по собственной инициативе крайне редко обращаются за одобрением, но в большинстве своём они очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению. Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.

Затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и часто приводит к нарушениям поведения.

 

Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при нарушениях интеллекта. Особенности социализации и социальной адаптации при нарушениях интеллекта.

Нарушения интеллекта имеют специфические черты в зависи­мости от тяжести и локализации повреждения мозга, осложнен­ных и неосложненных форм, особенностей социальных условий воспитания и обучения, однако вместе с тем можно выделить их общие черты:

1. внимание - все характеристики внимания (избирательность, устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение) у детей с ЗПР и олигофренией снижены по сравнению с нормой. Гиперактивным детям наиболее свойственна отвлекаемость, астеничным - быстрая истощаемость. Это приводит к быстрой потере инте­реса к объекту внимания;

2. в сенсорно-перцептивной сфере – незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно-пространственной, вербально-пространственной ориентированности; восприятие нарушено на всех уровнях перцептивных дейст­вий. Страдает обнаружение (ориентировочно-исследовательский рефлекс или поисковая ак­тивность), недостаточно дифференцировано разли­чение (выделение отдельных признаков предмета), выпадают отдельные характеристики объекта.

Вследствие этого страдает последующая идентификация (отождествление с образом памяти по ведущему признаку или существенным признакам), что приводит к ошибочному опознанию. Наиболее существенные затруднения вызывает категоризация образа — отнесение его к тому или иному классу предметов, явлений и установление его ситуативной значимости или личностной ценности. Умственно отсталые склонны отождествлять предметы по несущественным сходным признакам. Дети лишены способности предугадывать развитие событий. Нарушаются такие существенные свойства восприятия, как целостность, структурность, осмысленность;

3. в психомоторной сфере – разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движений;

4. в мыслительной сфере – преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез), снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления;

5. в мнемической сфере – преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания – над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию;

6. в речевом развитии – ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью;

7. в эмоционально-волевой сфере – незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;

8. в мотивационной сфере – преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов;

9. в характерологической сфере – усиление вероятности акцентуирования характерологических особенностей и повышение вероятности психопатоподобных проявлений.

10. Личность – все аспекты личностной сферы формируются замедленно, с большими отклонениями. Среди черт личности - сужение сферы интересов и потребностей, снижение уровня общей активности, ослабление мотивационной сферы, апатичность, безинициативность, эгоцентрические установки, внушаемость, склонность к подражанию, бедное содержание самосознания, неадекватная самооценка и т.д.

11. Межличностные отношения имеют свою специфику: 1)низкая потребность в общении сочетается с дезадаптивными формами взаимодействия (отчуждение, избегание конфликтов); 2)контакты мимолетны, неустойчивы; 3)повышенная возбудимость ведет к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в цепочку реакций (крик, драки, ссоры, бурные обиды и т.п.) и неадекватных способов выхода из конфликтов. Аффективные реакции быстро закрепляются и могут повторяться уже без видимых причин. 4) общая незрелость приводит к примитивной зависимости от более волевых членов коллектива, подчиненности им.

Особенности социализации и социальной адаптации при нарушениях интеллекта. Затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и часто приводит к нарушениям поведения.

Поврежденное психическое развитие: этиология, структура дефекта. Виды органической деменции. Основные отличия олигофрении от деменции. Типология органической деменции (по Г.Е.Сухаревой). Понятие «полевое поведение».

Поврежденное психическое развитие. Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств.

Характерной моделью поврежденного психического развития является так называемая органическая деменция (слабоумие).

Причина органической деменции связана с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга. В отличие от олигофрении, которая также нередко имеет аналогичное происхождение, деменция возникает либо начинает грубо прогрессировать в возрасте после 2—3 лет. Этим хронологическим фактором в значительной мере определяется отличие патогенеза и клинико-психологической структуры деменции от олигофрении.

Структура дефекта при органической деменции определяется в первую очередь фактором повреждения мозговых систем. Поэтому здесь нет тотальности поражения нервной системы, характерной для олигофрении. Наоборот, на первый план выступает парциальность расстройств. В одних случаях это грубые локальные корковые(кора больших полушарий головного мозга) и подкорковые (всё,что находится под корой больших полушарий) нарушения. Большое значение в структуре дефекта при органической деменции имеют нарушения целенаправленности мышления(начал с одного, а прешёл на другое, а зачем прешёл - не понятно), которые при прочих равных условиях также выражены более грубо, чем при олигофрении. Весьма характерны отсутствие понимания и переживания своей несостоятельности, равнодушие к оценке, отсутствие планов на будущее даже у детей старшего возраста.

Органическая деменция обычно делится на две группы: тотальное (диффузное, глобальное) и частичное (дисмнестическое, парциальное, лакунарное).

Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра, разделяют следующие виды деменций: деменция при болезни Альцгеймера; сосудистая деменция; деменции при болезнях Пика, Гентингтона, Паркинсона, СПИДе; неу-точненные деменции.

Тотальное слабоумие обусловливается выраженным снижением всех интеллектуальных функций, отсутствием критики к своему состоянию. Примером тому может служить так называемая сенильная деменция, а также слабоумие при прогрессивном параличе (паралитическая деменция).

Частичное (дисмнестическое) слабоумие проявляется выраженными нарушениями памяти. Другие интеллектуальные функции поражаются, как правило, вторично. Данные больные сохраняют способность к суждениям, у них наблюдается критическое отношение к своему состоянию. Им трудно усваивать новое, но старые знания, особенно профессиональные, хорошо закрепленные, могут у них сохраняться довольно долго. Ввиду критического отношения к себе такие больные понимают свое положение, стараются избегать разговора, в котором они могли бы обнаружить расстройства памяти, пользуются постоянно записной книжкой, пишут заранее, что им надо сказать или сделать.

Основные отличия олигофрении от деменции.

- в большинстве случаев (за исключением самых тяжелых степеней задержки, отсталости развития) при олигофрениях возможно какое-то интеллектуальное развитие. В этом принципиальное отличие олигофрении от деменции.

- В отличие от олигофрении деменция возникает либо начинает грубо прогрессировать в возрасте 2—3 лет.

36. Типология органической деменции (по Г.Е.Сухаревой). Понятие «полевое поведение».

Г.Е. Сухарева, на основе специфики клинико-психологической структуры дефекта, выделяет четыре типа органической деменции у детей:

Первый характеризуется преобладанием низкого уровня обобщения.

При втором типе на передний план выступают нейродинамических расстройств, резкая замедленность, быстрая психическая истощаемости, неспособность к напряжению. Наблюдаются нарушения логичности мышления, выразительная склонность к персеверациям (фиксации на отдельных операциях с трудностями переключения на другие).

При третьем типе органическойдеменции прежде всего имеет место сочетание недостаточности побуждений к деятельности с вялостью, медлительностью, пассивностью, апатией, резким снижением активности мышления; эмоциональная бедность, равнодушие к оценке, отсутствие планов на будущее, интеллектуальных интересов. При общей умственной заторможенности присутствует склонность к образованию элементарных двигательных стереотипов. При нейропсихологическом исследовании устойчивые дефекты моторной сферы проявляются в сочетании медлительности, инертности, склонности к застреванию, трудности переключения с гиподинамического персеверациям и синкинезия. Персеверации возникающих как на уровне исполнительного звена, так и программного действия.

При четвертом типе в центре клинико-психологической картины находятся нарушения критики и целенаправленности мышления, рядом со значительными нарушениями внимания, "полевым поведением". Дети с таким диагнозом отличаются хаотической двигательной расторможенностью, склонностью к действиям по первым побуждением. Общий фон настроения характеризуется отчетливой эйфорией со склонностью к глупости и кратковременным агрессивным вспышкам. Эмоции крайне примитивны и поверхностны. Реакции на замечания нет. Наблюдается грубое некритичность, расторможенность влечений.недостаточное понимание ситуации, большая эмоциональная внушаемость в условиях конфликта делает этих детей неприемлемы в коллективе сверстников. Обучению несмотря на особенности поведения препятствуют грубые нарушения внимания, нецеленаправленность в любой деятельности, персеверации по гипердинамическим типа. Анализ структуры дефекта двух последних подгрупп показывает выраженность повреждения и недоразвивание функций лобных долей.

Полевое поведение -поведение, в котором человек ведется случайными эмоциями и стимулами внешнего окружения, а не собственными потребностями, внутренними правилами или поставленными перед собой целями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: