Дать определение сущности «методике эксперимента»

Методология в широком смысле слова представляет собой систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также - учение об этой системе. Существует другое определение методологии как «учения о методе научного познания и преобразования мира». Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования, его объекта, предмета, задач, совокупности средств, необходимых для решения задач исследования, а также формирует представление о последовательности действий исследователя в процессе решения задачи.. В современной литературе методология - это прежде всего объект, предмет, совокупность средств, необходимых для решения задач исследования; методология также формирует представление о последовательности действий исследователя в процессе решения задачи. Методологическое знание может выступать либо в описательной форме, либо в нормативной, т.е. в форме нрямых предписаний и указаний к деятелыюсти. В таком виде методология прямо направлена на реализацию деятельности.

 

Билет № 10

От каких факторов зависит выбранная методика?

Методология - это вся совокупность приемов исследования, включая методику, технику и разнообразные процедуры (операции) с данными.

Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила того или иного метода обусловлена содержательностью, глубиной фундаментальности теории, которая сжимается в метод. В свою очередь метод «расширяется в систему», т.е. используется для дальнейшего развития науки, углубления и развертывания теоретического знания как системы, использования в практике.

Каждый метод обусловлен прежде всего своим предметом, т.е. тем, что именно исследуется.

Методы исследования можно подразделить на методы теоретического и эмпирического исследования, фундаментальные и прикладные, количественные и качественные методы и т.д.

Каждый метод имеет три основных аспекта:

- объективно-содержательный,

- операциональный,

- праксеологический.

Первый аспект выражает обусловленность метода предметом исследования через теорию.

Операционный аспект фиксирует зависимость содержания метода не столько от объекта, сколько от субъекта, его компетентности, способности перевести соответствующую теорию в систему правил, принципов, приемов, которые в своей совокупности и образуют метод.

Праксеологический аспект метода составляют такие его свойства, как эффективность, надежность, ясность, конструктивность, и т.д.

К числу характерных признаков научного метода относят объективность, воспроизводимость, необходимость, конкретность и т.д.

На что обращают внимание при подготовке методического инструментария?

Методического инструментарий - это способы, приемы и средства, которые в разных комбинациях используются для достижения поставленных целей анализа. Подготавливаются средства НИР в виде анкет, вопросников, бланков интервью, программ наблюдения и др.

При разработке инструментария исследователю следует обращать внимание на: содержание, тип, форму, словесную формулировку и порядок вопросов. Содержание вопроса обусловливается общей исследовательской проблемой или гипотезой и в свою очередь определяет ту информацию, которая может быть получена из ответа. Что нужно знать, чтобы подтвердить гипотезу, и какие вопросы нужно задать, чтобы получить необходимую информацию? Очень важно уметь ясно себе представлять одновременно и то, какую информацию мы желаем получить в ответ на каждый вопрос анкеты, и то, как эта информация будет использована при анализе данных, что нового она внесет в наши знания об объекте исследования.

Перечислите методы обработки данных.

Методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание типичных случаев, описание исключений и т. п.).

Если для характеристики и анализа объектов и явлений привлекаются лишь качественные признаки, называют качественным, а при использовании количественных признаков и методов обработки информации - количественным. Часто они существуют совместно, дополняя друг друга.

 

Билет № 11

Что такое опыт?

Опыт – основной метод исследования, научный процесс, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. Эксперимент – один из наиболее важных, а в ряде случаев и наиболее трудоемкий этап научного исследования.

Для каких целей проводят повторные опыты?

Программой эксперимента устанавливается число опытов, их повторность. При небольшом числе факторов (не более двух-трех) возможна постановка классического эксперимента. В этом случае последовательно изучают процесс в зависимости от какого-либо одного фактора при постоянных остальных. Затем осуществляют постановку опытов при другом переменном факторе и т.д. Число опытов в этом случае определяется количеством варьируемых факторов, числом уровней, на которых устанавливаются значения каждого фактора, и повторностью опытов.

Повторность опытов – минимальное количество измерений при данных значениях факторов, определяемое заданной точностью и надежностью результатов исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: