double arrow

Дополнительные учебные пособия


1. Артамонов, С. Д. История зарубежной литературы XVII–XVIII веков [Текст] / С. Д. Артамонов. – Москва: Просвещение, 2012. – 254 с.

2. Ганин, В. Н. и др. История зарубежной литературы XVII– XVIII веков [Текст] / В. Н. Ганин и др. – Москва: Юрайт, 2016. – 402 с. – Режим доступа: http://static.ozone.ru/multimedia/book_file/1013192801.pdf

3. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. Д. Алташина и др. – Москва: Академия, 2010. – 459 с.

4. История зарубежной литературы XVIII века [Текст] / под ред. В. П. Неустроева, Р. М. Самарина. – Москва: МГУ, 1974. – 210 с. – Режим доступа: http: /twirpx.com›file/139835/

Хрестоматии

 

1. Западноевропейская литература XVII века [Текст]: хрестоматия / сост. Б. И. Пуришев; предисл. и подгот к печати В. А. Лукова. – 3-е изд., испр. – Москва: Академия, 2012. – 315 с.

2. Зарубежная литература XVIII века [Текст]: хрестоматия / сост. Б. И. Пуришев, Ю. И. Божор. – 2-е изд. – Москва: Академия, 2012. – 394 с.

3. Мокульский, С. С. Хрестоматия по истории западноевропейского театра [Текст] / С. С. Мокульский. – Москва: Юрайт, 2012. – 327 с.

Дополнительная учебная литература
(для углублённого освоения дисциплины)




 

1. Чеснокова, Т. Г. Философия Просвещения и проблема формирования сентиментальной модели «разумной чувствительности» [Текст] / Т. Г. Чеснокова // Социально-гуманитарные знания. – 2013. – № 5.

2. Андреев, М. Л. Пять типов классической комедии [Текст] / М. Л. Андреев // Вопросы литературы. – 2016. – № 2. – С. 118–126.

3. Плавскин, З.И. Испанская литература XVII – середины XIX века [Текст] / З. И. Плавскин. – Москва: Высшая школа, 1978. – 356 с.

4. Штейн, А. Л. Литература испанского барокко [Текст] / А. Л. Штейн. – Москва: Наука, 1983. – 179 с.

5. Михальская, Н. П., Аникин, Г. В. История английской литературы [Текст] / Н. П. Михальская, Г. В. Аникин. – Москва: Академия, 1988. – 420 с.

6. Младшие современники Шекспира / Под ред. А. А. Аникста. – Москва: изд-во МГУ, 1986. – 545 с.

7. Английская лирика первой половины XVII века / Под ред. А. Н. Горбунова. – Москва: изд-во МГУ, 1989. – 480 с.

8. Горбунов, А.Н. Джон Донн и английская поэзия XVI – XVII веков [Текст] / А. Н. Горбунов. – Москва: изд-во МГУ, 1993. – 290 с.

9. Соловьева, Н. А. У истоков английского романтизма [Текст] / Н. А. Соловьёва. – Москва: изд-во МГУ, 1988. – 232 с.

10. Шайтанов, И. О.Мыслящая муза: «Открытие природы» в поэзии XVIII века [Текст] / И. О. Шайтанов. – Москва: Прометей, 1989. – 415 с.

11. Будрин, П. Международная конференция, приуроченная к трехсотлетию Лоренса Стерна: (Колледж Роял Холлуэй, Лондонский ун-т, 7–11 июля 2013 г.) [Текст] / П. Будрин // Новое литературное обозрение. 2014. № 2. – С. 202–208.

12. Кадышев, В. С. Расин [Текст] / В. С. Кадышев. – Москва: Наука, 1990. – 276 с.

13. Барт, Р. Расиновский человек [Текст] / Р. Барт // Барт Р. Избранные работы. – Москва: Прогресс, 1989. – С. 126–192.



14. Разумовская, М. В. От «Персидских писем» до «Энциклопедии» [Текст] / М. В. Разумовская. – Санкт-Петербург: изд-во СпбГУ, 1994. – 368 с.

15. Длугач, Т. Б. Дидро и Приключения диалогического разума [Текст] /Т. Б. Длугач // Вопросы философии. 2013. № 8. – С. 74–84.

16. Кротов, А. А. «Республика ученых» и второе «Рассуждение» Руссо: историко-культурный контекст [Текст] / А. А. Кротов // Вопросы философии. 2012. № 10. – С. 80–91.

17. Эккерман, И. П. Разговоры с Гёте. [Текст] / И. П. Эккерман. – Москва: Худож. лит., 1981. –  688 с.

18. Кессель, Л. М. Гёте и «Западно-восточный диван» [Текст] / Л. М. Кессель. – Москва: Наука, 1974. – 284 с.

19. Якушева, Г. В. Фауст в искушениях XX века: Гётевский образ в русской и зарубежной литературе [Текст] / Г. В. Якушева. – Москва: Наука, 2005. – 258 с

20. Ланштейн, П. Жизнь Шиллера [Текст] / П. Ланштейн. – Москва: Радуга, 1984. – 408 с.

 




ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1. Терминологический минимум

 

Терминологический минимум предназначен для подготовки студентов к терминологическому диктанту, который является одной из форм контроля над освоением дисциплины. К нему также можно обратиться при самопроверке, при подготовке к аттестации.

 

Автор Александрийский стих Аллегория Аллюзия Алогизм Амплуа Антитеза Антиутопия Ауто   Баллада Бард Барокко Басня Белый пятистопный ямб Бурлеск «Буря и натиск» Буффонада   Веймарский классицизм Вечные образы Вымысел   Галан Гипербола Гонгоризм (культизм) Грасьосо Гротеск   Деизм Диалог Диван Драма – мещанская – чести   Елизаветинцы Естественный человек   Западно-восточный синтез Идиллия Импровизация Инженю Интермедия Ироикомическая поэма Ирония Исповедь   «Кавалеры» («каролинцы») Картезианство «Кладбищенская поэзия» Классицизм Комедия – высокая − плаща и шпаги − учёная Комедия дель арте Консептизм   Литературный процесс     Максима Мениппея Местный колорит Мировая поэзия Мистификация «Метафизики» («школа остроумия»)   Наперсник (-ца)   Обнажение приёма Оксюморон (оксиморон) Остранение   Памфлет Пародия Правило трёх единств Прециозная литература Просветительский классицизм Просветительский реализм Простак Протагонист Псевдоним   Нарицательный персонаж Неостоицизм   Рационализм Резонёр Рококо Роман − воспитания −готический − плутовской − философский − эпистолярный Руссоизм   Сарказм Сатира Сенсуализм Сентиментализм Сонет Стансы Стернианство Стилизация Субретка   Текст в тексте Травестия Трагедия Трагикомедия   Узнавание Условность Утопия   Фарс Философская повесть Фьяба Цезура   «Штюрмеры»   Элегия эпиграмма эпиграф эпическая поэма Янсенизм   Carpe diem! Commedia dell’arte Couleur locale Deus ex machiha Happy end Liberté, egalité, fraternité Man made self Memento mori! Tabula rasa Vanitas vanitatum  

 



Приложение 2. Контрольные вопросы и задания

 

А) Вариант теста

 

Тестовые задания предназначены для проверки элементарного уровня подготовки студентов. Все задания имеют 4 варианта ответа, из которых отвечающему необходимо выбрать один правильный.

Полный комплект заданий находится у преподавателя. Ниже предложен один из вариантов тестирования.

 

1. Литературное направление XVII–XVIII веков:

а) барокко                                    в) критический реализм

б) романтизм                               г) модернизм

2. Крестьянское восстание изображено в пьесе Лопе де Вега:

а) «Звезда Севильи»                   в) «Валенсианская вдова»

б) «Собака на сене»                    г) «Фуэнте Овехуна»

3. П. Кальдерону важно было подчеркнуть в Сехизмундо («Жизнь есть сон»):

а) равнодушие                             в) скептицизм

б) стоицизм                                  г) цинизм

4. «Потерянный рай» Д. Мильтона:

а) имеет законченное продолжение           в) не имеет продолжения

б) имеет незаконченное продолжение       г) не завершён

5. В классицизме преобладают жанры:

а) лирические                                в) драматические

б) лироэпические                          г) эпические

6. Пощёчина в «Сиде» П. Корнеля нанесена:

а) отцу Химены                             в) отцу Родриго

б) Родриго                                      г) Химене

7. Орест убивает Пирра в «Андромахе» Ж. Расина по наущению:

а) Пилада                                         в) Андромахи

б) Гермионы                                    г) Астианакса

8. Ж. Расин ввёл в «Федру» новую, немифологическую линию:

а) Федра – Ипполит                        в) Тесей – Федра

б) Тесей – Ипполит                         г) Арикия – Ипполит

9. Выражение «мещанин во дворянстве» означает:

а) гостеприимного хозяина            в) лицемера

б) выскочку                                      г) скрягу

10. Удивляется тому, что он сорок лет говорил прозой, а не стихами:

а) Журден                                         в) Клеонт

б) Ковьель                                         г) Дорант

11. Тартюф в одноименной комедии Ж.-Б. Мольера появляется в действии:

а) первом                                           в) пятом

б) третьем                                          г) остаётся за сценой

12. Идеал человека просветители видели:

а) в верности феодальным отношениям              в) в единении с природой

б) в следовании своим инстинктам   г) в подчинении личного общественному

13. «Робинзон Крузо» – роман:

а) Д. Дефо                                                 в) С. Ричардсона

б) Д. Свифта                                        г) Г. Филдинга

14. Гулливер противопоставляет гуигнгнмов:

а) лилипутам                                      в) йеху

б) бробдингнежцам                           г) лапутянам

15. Том Джонс обретает семейное счастье с:

а) леди Белластон                              в) миссис Миллер

б) мисс Гонорой                               г) Софьей Вестерн

16. Автором «Элегии, написанной на сельском кладбище», является:

а) Д. Томсон                                        в) О. Голдсмит

б) Э. Юнг                                             г) Т. Грей

17. «Сентиментальное путешествие» Л.Стерна – это:

а) путевые заметки                        в) дневник морских странствий

б) книга о диалектике души героя    г) роман воспитания

18. Лучшим переводчиком Р. Бёрнса является:

а) М.Л. Михайлов                                в) Э.Г. Багрицкий

б) В.С. Курочкин                                 г) С.Я. Маршак

19. В изображении Манон Леско («История кавалера де Грие и Манон Леско» А. Прево) значима поэтика:

а) барокко                                             в) рококо

б) сентиментализма                              г) прециозной литературы

20. Афоризм «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать» принадлежит:

а) И.–В. Гете                                          в) Ф.–М. Вольтеру

б) Ж.–Ж. Руссо                                      г) Ф. Шиллеру

21. Повесть «Кандид» Ф.–М. Вольтера заканчивается словами:

а) «Надо возделывать наш сад»       в) «Она всем девам дева»

б) «Из худа не бывает добра» г) «Я должен Богом быть – иль власть земная рухнет!»

22. Племянник Рамо в одноименном диалоге Д. Дидро:

а) лицемер    в) лукаво скрывает от себя собственные недостатки.

б) искренне признаётся в своих пороках         г) знает, но не говорит о своей порочности

23. Действие романа «Новая Элоиза» Ж.–Ж. Руссо развёртывается в:

а) Англии                                                  г) Германии

б) Испании                                                г) Швейцарии

24. Севильский цирюльник в одноименной комедии П.–О. Бомарше – это:

а) Альмавива                                     в) Фигаро

б) Базиль                                            г) Бартоло

25. «Натан Мудрый» Г.–Э. Лессинга написан:

а) прозой                                           в) пятистопным ямбом

б) разностопным ямбом                   г) гекзаметром

26. Темы, значимые в «Страданиях юного Вертера» И.–В. Гете, –

а) любви и социальная            в) взаимоотношений отцов и детей

б) творчества                                     г) религии и вероисповедания

27. Слова «Я часть силы той, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо» принадлежат:

а) Фаусту                                           в) Мефистофелю

б) Вагнеру                                          г) Эвфориону

28. Баллада И.–В. Гете «Лесной царь» рисует:

а) взаимоотношения отца и сына    в) самоотверженную дружбу

б) возмездие за преступление          г) таинственные и зловещие силы природы

29. На дверь президенту в драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь» указывает:

а) леди Милфорд                               в) Луиза Миллер

б) Миллер                                           г) Фердинанд фон Вальтер

30. Разгадавший загадки Калаф («Турандот» К. Гоцци), чтобы смягчить гнев принцессы,

а) предлагает ей свои загадки   в) отказывается от претензий на неё

б) готов лишить себя жизни             г) берет в жёны Адельму

 







Сейчас читают про: