В) Вопросы к аттестации

 

1. Западноевропейская литература XVII–XVIII веков, её место и значение в мировом художественном процессе.

2. Мир и человек в литературе барокко. Поэтика барокко.

3. «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега как героическая драма.

4. «Звезда Севильи» Лопе де Вега как образец «драмы чести».

5. Драма Кальдерона «Жизнь есть сон» как барочное произведение.

6..Особенности комедии плаща и шпаги Кальдерона (на примере «Дамы-невидимки»).

7. Метафизическая поэзия Д. Донна. Новаторство в любовной лирике. Проблема творческой эволюции художника.

8. Общая характеристика творчества Мильтона и поэмы «Потерянный рай».

9. Система персонажей в «Потерянном рае» Мильтона. Образ Сатаны.

10. Французский классицизм как литературное направление. Источники классицизма, его эстетические принципы. Классицизм и барокко.

11. «Сид» Корнеля и его место в драматургии классицизма.

12. Своеобразие конфликта в трагедиях Расина.

13. Проблема характера в трагедиях Расина.

14. Общая характеристика комедиографии Мольера. Путь драматурга к «высокой комедии».

15. Смешное и трагическое в комедии Мольера «Тартюф».

16. Классицизм и барокко в «Дон Жуане» Мольера.

17. «Мизантроп» как образец «высокой комедии» Мольера.

18. Жанровое своеобразие комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».

19. Классицистическая теория в «Поэтическом искусстве» Буало.

20. Просвещение: общая характеристика. Литературные течения в Просвещении.

21. Проблема положительного героя в литературе Просвещения.

22. «Робинзон Крузо» Дефо как просветительский роман.

23. Жанровое своеобразие «Путешествий Гулливера» Свифта.

24. Образ Гулливера в романе Свифта.

25. Новаторство Филдинга в «Истории Тома Джонса, найдёныша».

26. Романы Стерна как выражение кризиса Просвещения.

27. Эволюция английского просветительского романа.

28. Изображение любви в «Истории кавалера де Гриё и Манон Леско» Прево.

29. Творчество Вольтера: общая характеристика. Особенности сатиры в «Орлеанской девственнице».

30. «Магомет» Вольтера как просветительско-классицистическая трагедия.

31. «Кандид» Вольтера как философская повесть. Ироническое и пародийное в произведении.

32. «Простодушный» среди других философских повестей Вольтера.

33. Сатира Дидро в «Племяннике Рамо».

34. Личность и обстоятельства в «Монахине» Дидро.

35. Комедии Бомарше, их историко-литературное значение.

36. Сентиментализм как художественное направление.

37. Особенности поэзии английского сентиментализма.

38. «Новая Элоиза» Руссо как сентименталистский роман.

39. Театральная реформа Гольдони. Система персонажей в «Трактирщице».

40. «Сказки для театра» Гоцци. Анализ одной из них.

41. Демократизм лирики Бёрнса.

42. Эстетические взгляды Лессинга.

43. «Эмилия Галотти» – первая драма немецкого революционного театра.

44. «Натан Мудрый» Лессинга как философская драма.

45. Движение «Буря и натиск». Значение для штюрмеров фольклора и драмы.

46. «Разбойники» Шиллера как произведение «Бури и натиска».

47. «Коварство и любовь» Шиллера – первая немецкая социальная драма.

48. Драматургия Шиллера периода «веймарского классицизма».

49. Лирика Шиллера, её своеобразие. Жанровые особенности баллад Шиллера.

50. Поэтика сентиментализма в романе Гёте «Страдания юного Вертера».

51. Общая характеристика «Фауста» Гёте (жанрово-родовые особенности, композиция, система персонажей).

52. Образ главного героя в системе персонажей «Фауста» Гёте.

53. Диалектика добра и зла в «Фаусте» Гёте.

54. Лирика Гёте, её эволюция и особенности.

 

Г) Пример выполнения практического задания

 

При подготовке практического задания (работа с фрагментом текста) к аттестации можно ориентироваться на привёдённый ниже образец.

Задание. Определите принадлежность приведённого фрагмента к тому или иному изучаемому в курсе направлению (течению), жанру. Назовите особенности проблематики и стилевые особенности, присущие и этому произведению, и направлению в целом. Назовите автора, заглавие произведения, имена героев.

 

Нет, я вас обниму!

В час смерти мне судьба послала дочь и сына!

Сошлись вершина бед и радостей вершина!

Благодарю богов за то, что нас свели,

Что мы, хотя б на миг, друг друга обрели.

Я завещаю вам отмстить за эти раны,

За кровь, что из груди течёт струёй багряной,

За горький ваш удел, за роковой обман!

Живите, здравствуйте, и да умрёт тиран!

Перевод Инны Шафаревич

 

Примерный ответ. В этом отрывке представлен монолог (его часть) смертельно раненного отца, обращающегося к сыну и дочери. Отец в последний свой час обрёл детей, и они – родителя. Стиховая форма, александрийский стих, патетика, восторжествовавшая справедливость вопреки смерти героя (-ев) указывают на классицистическую трагедию, а призыв к мести, упоминание о роковом обмане, тиране – на типичную для Просвещения проблему правителя и народа. Перед нами трагедия Вольтера «Магомет» (её полное название – «Фанатизм, или Пророк Магомет»). Как просветитель Вольтер предупреждает об опасности религиозного фанатизма, превращающего народ в контролируемую толпу рабов и поэтому служащего опорой самодержавию. Отец – шейх Зопир, его дети – Сеид и Пальмира, «рабы Магомета», как указано в списке действующих лиц.

 

Приложение 3. Творческие работы

 

Выполнение творческих работ на приведённые ниже темы предлагается наиболее заинтересованным и добросовестным студентам, которых консультирует и направляет преподаватель.

Такого рода работа предполагает внимательное прочтение необходимых художественных произведений, подбор и изучение критических и теоретических материалов по теме и самостоятельный анализ текста в свете заявленной темы.

Обязательными составляющими работы являются:

ü содержание (план),

ü введение, определяющее цель и задачи работы,

ü основная часть, соответствующая заявленной теме,

ü заключение, в котором подводятся итоги,

ü список использованной литературы (художественные произведения и критические материалы), оформленный в соответствии с действующим стандартом.

Работа оформляется в 12-листовой тетради аккуратным разборчивым почерком или печатается на листах формата А-4, 14 шрифтом, через 1,5 интервала и скрепляется в папку-скоросшиватель при помощи дырокола.

Объём работы должен быть достаточным для раскрытия темы, но в пределах 10-12 страниц рукописи или 6-8 страниц печатного текста.

С творческими работами обучающиеся могут выступить как на практических занятиях, так и на студенческих научных конференциях разного уровня. В дальнейшем они могут лечь в основу курсовых и дипломных проектов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: