Приведённые ниже вопросы и задания связаны с наиболее важными чертами зарубежной литературы XVII–XVIII веков и существенными особенностями творчества писателей и произведений, не рассматриваемых на практических занятиях. Они предназначены для самостоятельной проверки знаний по изученному курсу.
1. Можно ли говорить о единстве западноевропейской культуры XVII века?
2. Что характеризует историю Европы в XVII веке?
3. Почему ренессансное мировосприятие сменяется барочным?
4. Что наследует барокко от Возрождения?
5. Каковы особенности барочного мироощущения?
6. Каковы приёмы и методы изображения действительности у деятелей барокко? Какова концепция человека в барокко?
7. Что общего между барокко и классицизмом?
8. В чем суть важнейших стилевых тенденций в испанском барокко – культизма и консептизма?
9. Назовите и охарактеризуйте течения барокко в других европейских литературах.
10. Проблема атрибуции творчества Лопе де Вега: ренессансное или барочное?
11. Почему реальность в пьесах Лопе де Вега идеализирована (например, жизнь крестьян в «Фуэнте Овехуна» представлена в целом в идиллическом свете)?
12. Какую роль в пьесе «Фуэнте Овехуна» играет философский спор юношей и девушек о сущности любви (первый акт)?
13. Какой представлена монархическая власть в «Фуэнте Овехуна»?
14. Как решается проблема любви и чести в «Звезде Севильи» Лопе де Вега?
15. Каковы особенности финалов в обеих пьесах Лопе де Вега?
16. Как изображается любовь у Кальдерона по сравнению с Лопе де Вега?
17. Какова роль случая в драматургии Кальдерона?
18. Каковы функции механических приспособлений в пьесах Кальдерона?
19. Что является сюжетообразующим фактором у Кальдерона?
20. Каковы особенности мироощущения и поэтики Донна?
21. Назовите предпосылки возникновения классицизма во Франции.
22. Какая из особенностей классицизма определила его название?
23. Каковы законы классицистической поэтики?
24. Жанровые и родовые приоритеты в «Поэтическом искусстве» Буало.
25. Почему александрийский стих органичен для классицистической трагедии?
26. Какие претензии были предъявлены французскими академиками «Сиду» Корнеля?
27. В каких других произведениях французских классицистов нарушены жанровые каноны?
28. Почему писатели не всегда соблюдают жанровые и стилевые предписания?
29. Конфликт в классицистической трагедии: как он воплощается в трагедиях Корнеля и Расина?
30. Какова роль наперсника (-цы) в трагедии классицизма?
31. Каких литературных «родственников» Тартюфа вы можете назвать?
32. Чем различается европейская литература XVIII века от литературы XVII века?
33. Что предопределило возникновение и развитие Просвещения?
34. Каковы религиозно-философские воззрения просветителей?
35. Роль философии Джона Локка в движении Просвещения.
36. Идеология Просвещения и Возрождения: что их сближает?
37. Назовите основные художественные течения в Просвещении.
38. Почему в литературе Просвещения широкое распространение получает роман?
39. Каковы особенности поэтики просветительских романов?
40. Почему в литературе XVIII в. так распространён мотив путешествий (странствий)?
41. Каковы функции острова как характерного топоса в литературе XVI–XVIII веков? В каких произведениях встречается этот образ?
42. Как решается проблема положительного героя в литературе Просвещения?
43. Чем объяснить распространенный в просвещении образ найдёныша (подкидыша)?
44. Почему в просветительских произведениях персонажи отчётливо делятся на положительных и отрицательных (например, в ряде произведений – каких?– братья являются антагонистами)?
45. Моральная победа добра над злом – как объяснить такой финал просветительских произведений? Приведите примеры.
46. Роль европейского романа XVIII в. и романа Филдинга в конструировании образа автора.
47. Каковы предпосылки сентиментализма в Англии?
48. Чувства, их роль в формировании личности: как решалась эта проблема на разных этапах английского сентиментализма?
49. Что свойственно герою сентименталистской поэзии?
50. Чем привлекателен жанр элегии для поэтов-сентименталистов?
51. Назовите английских поэтов-сентименталистов, кратко охарактеризуйте их творчество.
52. Каковы особенности композиции поэмы «Орлеанская девственница» Вольтера?
53. Над чем и как смеется Вольтер в поэме «Орлеанская девственница»?
54. Что исследует и о чём предупреждает Вольтер в трагедии «Магомет»?
55. Назовите просветительско-классицистические черты трагедий Вольтера.
56. Пересечение каких планов помогает Дидро выявить сущность человеческой природы в «Монахине»?
57. Почему «Племянник Рамо» написан в форме диалога?
58. В чём и как проявляется «разорванность сознания» Рамо?
59. Чем вызвана актуализация в сентиментализме эпистолярного романа?
60. Как Лессинг устанавливает различия между живописью и поэзией в «Лаокооне»?
61. Как разрешается проблема девичьей чести в «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега, «Саламейском алькальде» Кальдерона и «Эмилии Галотти» Лессинга?
62. Почему место действия в «Эмилии Галотти» – Италия?
63. Почему Одоардо Галотти не решается поднять руку на принца?
64. Назовите просветительские черты в философской драме «Натан Мудрый».
65. В чём смысл притчи о трёх кольцах в «Натане Мудром»?
66. Что вызвало к жизни литературное движение «Буря и натиск»?
67. В чём пафос штюрмерства и его художественные завоевания?
68. Почему стихи Гёте можно, вслед за автором, считать «фрагментами» великой биографии?
69. Какие периоды выделяются в лирике Гёте?
70. Где и как лирический герой Гёте переосмысляет идеалы своего штюрмерства?
71. Назовите переводчиков Гёте. Какие переводы из Гёте стали фактами русской поэзии?
72. Как баллады Шиллера связаны с его драматургией? На какие группы можно разделить баллады Шиллера?
73. В чём отличие баллад Шиллера от баллад Гёте?
74. Приведите примеры влияния западноевропейской литературы XVII–XVIII веков на русскую.
75. Назовите русских переводчиков и перевёденные ими произведения зарубежной классики этого периода.