Выполнение экспедиторского поручения на основе правовых норм договора комиссии

По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет клиента (ст. 990 ГК РФ).

К правовым отношениям с третьим лицом на основе норм договора комиссии экспедитор или клиент прибегают в том случае, когда обстоятельство реализации или приобретения транспортной услуги требует, чтобы коммерческая сделка оформлялась экспедитором за счет клиента и за его вознаграждение, но от имени не клиента, а экспедитора. Всегда нужно помнить, что при совершении таких сделок имя клиента может фигурировать.

Так, например, в своем контракте на стивидорное обслуживание экспедитор может сделать запись о том, что его договор со стивидором распространяется на погрузку и выгрузку; массовых грузов с распространением на любого его клиента, но штучных грузов только на грузы данного «клиента»; однако может быть предусмотрена оговорка (если это является целесообразным) о том, что контейнеры этого «клиента» обрабатываются согласно условиям отдельного соглашения, который заключается «клиентом» и стивидором. Всегда учитывается, что исполнение экспедиторского поручения на основе договора комиссии предоставляет экспедитору определенную хозяйственную самостоятельность.

Клиент, в свою очередь, может распределить свои транспортно-логистические операции не с одним, а между несколькими экспедиторами.

Законодательство (п. 2, ст. 990 ГК РФ) даёт право заключать договор комиссии как на определенный срок, так и без указания срока его действия. Договор может быть «исключительным», т е запрещающим аналогичные сделки экспедитора с другим «клиентом» или клиента с другим «экспедитором». В договоре может конкретизироваться ассортимент обслуживающих грузов или он может распространяться на, весь грузооборот страны («экспортные» грузы, «импортные» грузы и т. д.).

Договорами комиссии оформляются поручения:

— на фрахтование судов, на аренду самолётов;

— на заключение стивидорных и тальманских контрактов;

— на аренду и субаренду терминалов, причалов, подъездных путей, контейнеров, трейлеров, лихтеров;

— поручение на выполнение транспортно-экспедиторских услуг и работ с грузами (перемаркировку, ремонт тары, перегрузку, монтаж, демонтаж, доработку – valueaddedoperations и пр.) на маршрутах их следования или в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой, на пограничных станциях и погранпереходах, и вообще, когда этого требуют обстоятельства;

— поручение на контроль (мониторинг) грузовых перевозочных и перевалочных операций в портах, на терминалах и подъездных путях, а также в ходе централизованного внутризаводского завоза и вывоза грузов;

— поручение на слежение за движением вагонов, контейнеров, автопоездов, трейлеров и лихтеров, а также на их розыск на путях сообщений на основе имеющихся у экспедиторов контрактов с отраслевыми или международными центрами такого слежения в системах электронной информации;

— поручение на организацию сопровождения и обеспечение сохранности груза в пути следования.

 

2/21. Выполнение экспедиторского поручения на основе правовых норм договора агентирова ния

По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счёт принципала, либо от имени и за счёт принципала (ч.1, Ст. 1005 ГК РФ).

К выполнению поручений клиента в соответствии с правовыми нормами договора агентирования экспедитор прибегает, когда ему поручается совершать не только юридические, но и «иные действия», а также в тех случаях, когда экспедитор считает целесообразным возложить на клиента всю ответственность за последствия выполнения действий от имени и за счет клиента и, наоборот, когда клиент требует от экспедитора принять на себя всю ответственность, как «агент» клиента за последствие сделки.

 

По такому типу договора оформляется поручение на организацию агенти рования транспортного средства.

К поручениям, выполняемым по отношению к третьим лицам на условиях агентского дог овора, можно отнести следующие:

— Поручение на изготовление и доставку товаросопроводительн ой и транспортной документации.

Согласно сложившейся практике, экспедитор, составивший транспортную накладную, оформивший коммерческий акт или иной докум ент, несет ответственность перед клиентом за причиненные убытки, включая неустойки за простой транспорта, понесенные вследствие несвоевременной передачи, неправильности и неточности сведений, содержащихся в документе, в том числе и в документах, составленных и обработанных средствами электронно-вычислительной техники и переданных по каналам связи.

— Поручение на получение требующихся для экспорта или импорта документов. На прием/сдачу груза на складе третьего лица (грузоотправителя/грузополучателя: их экспедитора; на таможенном складе: таможенному перевозчику и т.д.), а также на возврат или получение порожних контейнеров.

— Поручение на выполнение таможенных формальностей (например, заполнение грузовой таможенной декларации), согласно «Порядку лицензирования и осуществления контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов» (Приказ ГТК РФ от 15.06.98.Г. №392) и других операций административного характера, например, с органами санитарно-карантинного надзора.

— Поручение на выполнение расчетов по внешнеторговым сделкам клиента, в том числе через централизованные расчетные центры, создаваемы е экспедиторскими ассоциациями.

— Поручение на организацию проверки качества тов ара в ходе приемки/сдачи груза.

— Поручение на участие в соответствии или оформлении актов стояночного времени, коммерческих актов, актов общей формы, на контроль за выполнением норм погрузочно-разгрузочных работ, на расчеты по диспачу и демереджу, на представительство фрахтователя на зафрахтованном судне («суперкарго»).

Необходимость прибегать к услугам экспедиторов и агентов для грузовладельцев и перевозчиков изначально предопределялась проблемой поиска партнеров. Так, у грузовладельцев существует объективная потребность в сбыте своей продукции, для чего им приходится обращаться к услугам перевозчиков. Напротив, перевозчики заинтересованы в гарантированном сбыте своих услуг грузовладельцам. Для этого и грузовладельцам, и перевозчикам выгодно обращаться к профессиональным посредникам (экспедиторам и агентам) на рынке транспортных услуг. Наряду с поиском партнера, который бы удовлетворял транспортные потребности клиента, экспедиторы и агенты выполняют и другие функции, возложенные на них но договору транспортной экспедиции и транспортного агентирования соответственно. Основной функцией экспедитора является забота о грузе, а основной функцией агента является забота о ТС. Таким образом, объект работы экспедитора — груз, а объект работы агента — ТС.

Однако на практике функции экспедитора и агента чаше всего выполняет транспортно-экспедиционная организация, которая интегрирует в себе деятельность экспедиторов и агентов.





Подборка статей по вашей теме: