Внутренняя визуальная информативность как способ повышения безопасности АТС

Внешняя визуальная информативность как способ повышения безопасности АТС

Внешней визуальной информативностью обладают кузов автомобиля, световозвращатели, система автономного освещения и система внешней световой сигнализации.

Кузов автомобиля.Окраска автомобиля обеспечивает световой и цветной контраст с дорожным покрытием, автобусы, большегрузные автомобили и автопоезда информируют других участников движения о своем присутствии и маневрах, прежде габаритами и формой, то для автомобиле й малых размеров важна окраска.

Установлено, что всякий цвет на фоне дополнительного цвета воспринимается более насыщенным и ярким. Это явление используется при окраске автомобилей оперативных служб, которые окрашивают в два цвета. При этом один из них относится к группе цветов, отличающихся наибольшей дальностью видимости. К цветографической окраске внешней поверхности таких автомобилей предъявляются два требования: 1) сигнальность, т.е. выделение автомобиля из транспортного потока; 2) опознаваемость, т.е. обозначение при помощи цвета и ма ркировки назначения автомобиля.

Световозвращатели.В темное время суток подвижной состав автомобильного транспорта может находиться на проезжей части улиц или дорог или в непосредственной близости от них (остановка или стоянка у тротуара, на обочине, на кромке проезжей части). Наличие препятствия, каким является автомобиль, стоящий на проезжей части и не обозначенный средствами активной световой сигнализации, представляет собой значительную опасность для всех участн иков движения в темное время

Наиболее простой световозвращатель, представляет собой гибкую эластичную пленку толщиной 0,2 мм с микроскопическими (диаметром 20-50 мкм) стеклянными шаровыми линзами, размещенными в слое порошкообразного алюминия.

Для автомобиля обязательно наличие двух задних красных световозвращателей не треугольной формы. На транспортных средствах длиной более 8 м, а также на прицепах и полуприцепах на боковых поверхностях устанавливают дополнительно свет овозвращатели оранжевого цвета.

Система а втономного освещения автомобиля

В темное время суток при слабом освещении значительно усложняется работа водителя из-за ухудшения видимости дороги и объектов на ней.

Для создания необходимых условий видимости дороги автомобиль достаточно оборудовать фарами четырех типов: ближнего света, дальнего света, широкоугольно-противотуманного света, скорос тного света.

Фары ближнего света предназначены для освещения дороги впереди автомобиля при нормальной прозрачности атмосферы с минимально возможным ослеплением водителей других транспортных с редств, при встречном движении, при движении за автомобилем-лидером, когда ослеплении возможн о через зеркала заднего обзора.

Фары дальнего света используются для освещения дороги впереди автомобиля в свободном режиме движения (при отсутствии встречных транспортных средств) при нормальной прозрачности атмосферы. Автомобиль должен иметь не менее двух фар дальнего света, расположенных спереди автомобиля на равном расстоянии от плоскости его симметрии, на одинаковой высоте и в одной плоскости. Они могут быть белого или желтого цвета.

Фары широкоугольно-противотуманного света предназначены для улучшения освещения дороги при движении автомобиля по горизонтальным участкам дорог с закруглениями малого радиуса, проезде пересечений, перекрестков и во всех случаях пониженной (туман,

Фары дальнего света. Такие фары как с европейской, так и американской системами светораспределения, не имеют принципиального различия. Чаще всего дальний свет совмещается в одной фаре с ближним (кроме четырехфарной системы).

Фары широкоугольно-противотуманного света.При просматривании дороги и препятствий на ней в свете фар во время тумана на яркость поверхности препятствия и дорожного покрытия накладывается рассеянная яркость светового пучка - так называемая вуалирующая яркость. Рассеяние света частицами тумана делает путь светового пучка видимым в темноте. Эта толщина светящейся атмосферы на линии зрения водит еля ухудшает условия контраста.

Фары скоростного света. Такого типа фары (фары-прожекторы) устанавливаются на автомобили, водителям которых, исходя из особых требований безопасности движения (междугородные и международные автобусы) необходимо создать очень хорошие условия видимости дороги и объектов на ней. Видимость в этом случае должна приближаться к дневной, т.е. должна быть обеспечена дальность видимости не менее 200 м и угол рассеяния светового пучка в горизонтальной плоскости не менее 30°.

Внутренняя визуальная информативность как способ повышения безопасности АТС

Информативность – это свойство автомобиля обеспечивать участников движения информацией, необходимой для динамического функционирования системы ВАДС. Информативность является одним из эксплуатационных свойств автомобиля, определяющих его безопасность.

Все участники дорожного движения условно могут быть разбиты на две группы: водители-операторы и другие (внешние) участники движения (пешеходы, водители других транспортных средств, регулировщики). В процессе дорожного движения водитель выступает в двух качествах одновременно: водителя-оператора и внешнего участника движения, и должен реагировать на информацию, исходящую как от управляемого им автомобиля – внутренняя информативность, так и от других транспортных средств – внешняя информативность.

Информативность автомобиля может быть визуальной (форма и размеры автомобиля, цвет кузова, система автономного освещения, светосигнальное оборудование, элементы щитка приборов, параметры обзорности), звуковой (звуковые сигнализаторы, несущая волна, шум двигателя, трансмиссии и т.д.), тактильной (реакция органов управления на действие водителя).

Визуальная информативность – это свойство транспортного средства выдавать визуальную информацию о его местоположении на дороге, состоянии и режиме движения. Визуальная информативность делится на внешнюю и внутреннюю.

Устройствам внутренней визуальной информативности относятся панель приборов и устройства, ул учшающие обзорность автомобиля.

Панель приборов

Панель приборов состоит из различных информационных индикаторов, которые должны обеспечивать водителя информацией о состоянии систем и агрегатов, о течении процессов в них, о скорости движения автомобиля в форме пригодной для восприятия. Эти устройства необходимо конструировать так, чтобы обеспечивалось быстрое прочтение и однозначное понимание водителем визуальной информации, котора я выносится на панель приборов.

В состав приборной панели, состоящей их трех приборов, входят: спидометр, указатели запаса топлива и температуры охлаждающей жидкости двигателя (или температуры масла для двигателей с воздушным охлаждением). Эти приборы можно считать обязательными для устано вки на автомобили малого класса

Требования к конструкции панели приборов

При организации потока зрительной информации необходимо учитывать характеристики пространственного видения человека. Как известно, полное поле зрения человека охватывает в вертикальной плоскости пространство в границах 70° ниже и 60° выше уровня глаз, а по горизонтали 60° в ту и другую стороны от в ертикальной оси симметрии тела.

Требован ия к подсветке панели приборов

На удобство и скорость снятия показаний с приборов большое влияние оказывает их подсветка, т.к. при понижении освещенности восприятие показаний приборов резко ухудшается. Основное требование, предъявляемое к подсветке приборов, это обеспечение такой же видимости показаний, как и в дневных условиях наблюдения. С другой стороны, яркость освещения шкал приборов не должна повышать уровень яркостной адаптации глаз водителя и не ослеплять его.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: