III. Аномалии прикуса

1. Сагиттальные аномалии прикуса:

1.1. Прогнатия.

1.2. Прогения:

а) ложная прогения;

б) истинная прогения.

2. Трансверсальные аномалии прикуса:

2.1. Суженные зубные ряды.

2.2. Несоответствие ширины верхнего и нижнего зубных рядов:

а) нарушение соотношений боковых зубов на обеих сторонах (двухсторонний перекрестный прикус);

б) нарушение соотношений боковых зубов на одной стороне (косой или односторонний перекрестный прикус).

3. Вертикальные аномалии прикуса:

3.1. Глубокий прикус:

а) перекрывающий прикус;

б) комбинированный прикус с прогнатией (крышеобразный).

3.2. Открытый прикус:

а) истинный прикус;

б) травматический прикус (вследствие дурных привычек).


16. Миогимнастика как метод профилактики и раннего лечения зубочелюстных аномалий. Примеры миогимнастических упражнений, правила проведения.

Миогимнастика — мощный биологический стимулятор роста кости. Однако лечебный эффект достигается тогда, когда мышечная нагрузка организована в виде физических упражнений и применяется целенаправленно для каждой группы мышц соответственно терапевтическим задачам.

При аномалиях зубочелюстной системы нарушается функция определенных групп мышц. Упражнения следует выполнять систематически, регулярно, в пределах физиологических возможностей зубочелюстной системы. Принцип лечения заключается в тренировке мышц, которая способствует нормализации функции мышц — синергистов и антагонистов. Гимнастикой можно достигнуть положительных результатов при лечении аномалий у детей в периоде сформировавшегося временного прикуса. Для такого лечения наиболее подходит возраст от 4 до 7 лет, когда ребенок может понять, что от него требуется, и выполнять упражнения.

Целью лечебной гимнастики у детей следует считать общее лечебное воздействие на функцию мышц зубочелюстной системы путем использования механизмов лечебного действия двигательных упражнений.

Так, В.К. Добровольский выделяет 4 основных физиологических механизма:

1) стимулирующее влияние;

2) воздействие на трофические процессы;

3) формирование компенсаций;

4) нормализацию функций.

Упражнения для круговой мышцы рта. Несмыкание губ приводит к ряду функциональных нарушений с неблагоприятными последствиями как местного, так и общего характера, поэтому гимнастическим упражнениям для тренировки круговой мышцы рта следует уделять особое внимание. Отучить ребенка от ротового дыхания довольно трудно.

Из упражнений с сопротивлением чаще применяют следующие. Ребенок закладывает согнутые мизинцы в углы рта и слегка растягивает их, сжимая губы и следя за тем, чтобы они не выворачивались.

Упражнения для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть, рекомендуются при лечении дистального прикуса. Выполняют их сидя или стоя. Нижнюю челюсть медленно выдвигают вперед до тех пор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижнюю челюсть удерживают 10 с, а затем медленно устанавливают в исходном положении. То же упражнение выполняют с поворотом головы сначала вправо, а затем влево.

Упражнения для мышц, поднимающих нижнюю челюсть. Одно из них — сжатие зубов в центральной окклюзии. Ребенок сжимает и разжимает зубы. Сила сокращения мышц контролируется пальцами, приложенными к щекам в области жевательных мышц у переднего края ветвей нижней челюсти. То же упражнение можно выполнять с сопротивлением. Для этого ребенок располагает указательный и средний пальцы правой руки на нижних передних зубах и, поднимая нижнюю челюсть, оказывает противодействие давлением пальцев при нарастающем сокращении жевательных мышц.

Упражнение «прикусывание палочки». На деревянную палочку надевают резиновую трубку, прокладывают ее между боковыми зубами и удерживают в таком положении. Больной сжимает и разжимает зубы, постепенно перемещая палочку по зубному ряду.

Упражнения для исправления аномалий положения зубов. Для исправления небного наклона верхних передних зубов в периоде их прорезывания рекомендуется несколько упражнений.

1. Давление на зубы кончиком языка в течение 3—5 мин, затем пауза.

2. Прикусывание нижней губы верхними зубами в течение 2—3 мин. Это упражнение следует рекомендовать с осторожностью, чтобы в дальнейшем не выработалась вредная привычка.

3. Комплексы гимнастических упражнений для устранения разновидностей мезиального прикуса, рекомендованные Е. И. Гавриловым и Г. А. Туробовой. Их выполняют 2 раза в день по 8—10 мин. Начинают с ходьбы на месте в течение 2 мин. Затем следуют упражнения, нормализующие носовое дыхание и положение передних зубов, в том числе захватывание нижней губы верхними зубами и упражнения со шпателем, которые выполняют в течение 1—4 мин под контролем и при участии воспитателя или медицинского работника. Между зубными рядами помещают шпатель. Ребенок должен прикусить его так, чтобы оказывать давление на режущие края наклоненных орально верхних зубов и способствовать их отклонению в вестибулярном направлении, а нижних резцов — в язычном.

Следующее упражнение — закрывание рта с перемещением нижней челюсти назад. Ребенок открывает рот и медленно закрывает его, смещая нижнюю челюсть назад и устанавливая передние зубы в краевом смыкании. Нижнюю челюсть удерживают в этом положении 4—8 с, после чего следует пауза 2—3 с. Упражнение повторяют 2—3 раза в день по 3—4 раза. Затем ребенок отодвигает нижнюю челюсть назад, одновременно перемещая кончик языка вверх и назад, открывает рот, поднимает кончик языка вверх и смещает его кзади. При медленном закрывании рта перемещает нижнюю челюсть назад и устанавливает передние зубы в краевом смыкании. Челюсть удерживают в таком положении 5—8 с, затем следует пауза. Упражнение выполняют в течение 1 — 1,5 мин. Описанный комплекс упражнений нужно делать 2 раза в день по 8—10 мин.

17. Хирургические мероприятия в ортодонтии. Понятие о системной направляющей экстракции зубов по Хотцу.

Хирургические методы:

1.Операция на мягких тканях(пластика уздечки языка, верхней и нижней губы тяжей слизистой оболочки, углубление преддверия полости рта)

2.Обнажение коронки ретенированного зуба.

3.Удаление отдельных зубов

4.Компактостеотомия

5.Гнатическая хирургия(остеотомия верхней и нижней челюстей).

Метод Хотца –  серийное последовательное удаление отдельных зубов

или их групп. R.Hotz назвал свой метод «управление прорезыванием зубов

посредством экстракции». Этот метод включает следующие мероприятия:

1) удаление временных клыков при недостатке места для боковых

резцов;

2) удаление первых временных моляров при приближении зачатков

первых постоянных премоляров;

3) массаж альвеолярного отростка в области зачатка первого постоянного

премоляра для ускорения его прорезывания;

4) удаление первых постоянных премоляров и постоянные клыки

прорезываются и устанавливаются в зубном ряду.

При нейтральном соотношении зубных рядов показано последовательное

удаление зубов на верхней и нижней челюстях, при дистальном прикусе  – на

верхней челюсти, при мезиальном – на нижней.

Недостаток метода Хотца – необходимость длительного (3,5-4 года)

наблюдения за больными.

 

Абсолютные ортодонтические показания к удалению зубов:

1. Абсолютная макродентия – сумма ширины коронок 4 верхних

резцов равна 35 мм и больше, а нижних – 28 мм и больше.

2. Относительная (индивидуальная) макродентия при узком лице –

сумма мезиодистальных размеров верхних резцов составляет 32 - 34 мм,

нижних – 25 - 27 мм. 

3. Значительное несоответствие размеров временных моляров и

премоляров на одной или обеих челюстях и нарушение смыкания боковых

зубов (II и III класс по Энглю), требующее сошлифовывания апроксимальных

поверхностей коронок временных клыков и моляров для обеспечения

мезиального сдвига первых постоянных моляров. 

4. Мезиальный наклон зачатков клыков и премоляров от 35 градусов

и более по отношению к срединной плоскости.

5. Открытый прикус в сочетании с тесным положением передних

зубов и недостатком места для них. 

 

Относительные ортодонтические показания к удалению зубов:

1. Ранняя потеря временных зубов и последующее укорочение

зубного ряда за счет мезиального смещения боковых зубов на 4 мм и более.

2. Открытый прикус в сочетании с вертикальным типом роста

челюстей.

3. Глубокий прикус в сочетании с горизонтальным типом роста

челюстей.

4. Недоразвитие нижней челюсти, чрезмерное развитие верхней

челюсти при дистальном соотношении зубных рядов – показано удаление

отдельных зубов на верхней челюсти. 

5. Недоразвитие верхней челюсти, чрезмерное развитие нижней

челюсти при мезиальном прикусе – показано последовательное удаление

отдельных зубов на верхней челюсти.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: