Проблемные аспекты правовой онтологии

Онтология — это учении о бытии.

Онтологиям права — это «учение (концепция) о праве в его различении с законом.

Онтология права пытается представить целостную «бытийную» картину права как в отношении его внутреннего содержания и структуры, так и с точки зрения взаимоотношений с другими явлениями бытия. Возникающие при этом проблемы связаны с необходимостью учитывать иерархичность уровней описания и анализа сущности правовых явлений.

Ведущей онтологической проблемой является «применение» к правовой действительности понятия «бытие» в формулировке, свойственной определенному историческому типу философского мировоззрения.Так, в античной философии бытие представало как «умопостигаемое» единое начало мира Парменида, «корни» Эмпедокла, «семена» Анаксагора, «атомы» Демокрита, «идеи» Платона. В средневековой философии истинным представлялось «божественное» бытие. В Новое время развивался обширный спектр представлений о бытии, включая декартовское «мыслю, следовательно, существую», «фактическую» заданность эмпиризма, берклианское «быть, значит быть воспринимаемым» и др. В классическом идеализме бытие оказывается не только высшей «субстанцией», но и «абсолютным субъектом». Иррационалистическая, релятивистская философская мысль представляет бытие в качестве содержания, имманентно присущего в актах сознания. Течения, близкие к позитивизму, трактуют проблемы бытия как проблемы языка и логики науки.

Соответственно, сущность права рассматривается как закономерный порядок природы или воплощение внеприродных идеальных сущностей, как форма существования свободы воли или реализация врожденных нравственных принципов, как властный приказ или нормативная конструкция и пр.

Ведущей онтологической проблемой собственно философско-правового подхода к пониманию сущности права является формулирование его «бытийного» представления, с одной стороны, отвечающего требованиям базового способа философствования, а с другой, согласующегося с теоретической трактовкой сущности права и соответствующими наглядно-эмпирическими представлениями. Иначе говоря, объединение в одной концепции наглядно-феноменологических, научно-ноуменологических и философско-экзистенциальных представлений о праве.

В разных философско-правовых учениях интеграция философских, научных и наглядно-опытных представлений в области онтологии реализуется различными путями. В.С. Нерсесянц, в частности, подчеркивает три основных подхода к формированию философии права, и, следовательно, правовой онтологии:

· легистская онтология, основывающаяся на социально-этатистских представлениях;

· естественно-правовая онтология, выводящая правовое бытие из идей «естественного права»;

· либертарно-юридическая онтология, исходящая из трактовки сущности права как формального равенства юридических субъектов.

Легистская онтология права «носит феноменалистический характер, причем право как феномен (явление) лишено правовой сущности. Здесь бытие права не зависит от каких-либо объективных оснований, а целиком и полностью определяется, и задается авторитетом власти, ее собственным субъективным усмотрением и решением». С позиций естественно-правовой онтологии бытие права «представлено в двух противоположных формах: в форме подлинного бытия права (это бытие естественного права) и в форме неподлинного бытия (это существование позитивного права)». Бытие права, согласно либертарно-юридической онтологии, предстает как «реальное, наличное бытие правового закона, т.е. позитивно-правового явления, выражающего объективную сущность права (свойства и требования принципа фрмального равенства)».




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: