Власть и закон: философский аспект

Поиск порядка всегда связан с поиском власти, способной решить такую задачу. В этом аспекте власть – это обладание правом принимать законы, организовывать их исполнение и отслеживать их соблюдение. В рационально устроенном государстве власть осуществляется специальными органами, которые реализуют его волю по трем самостоятельным направлениям – законодательному, исполнительному и судебному. Соединение трех ветвей власти в единое целое, по словам Ш. Монтескьё, означает "ужасный деспотизм".

Власть возводит свою волю в закон и так утверждает себя, причем волеизъявление власти всегда носит групповой, классовый или клановый характер и не совпадает с волеизъявлением населения. Степень несовпадения зависит от множества факторов, и, прежде всего, от политического режима – либерального, авторитарного, тоталитарного, демократического.

Демократический режим связан с властью, выражающей в законах волю большинства (но не всего!) населения. Без демократического режима нет ни гражданского общества, ни правового государства. В демократическом государстве изменение закона возможно только законным путем, для него характерно состояние всеобщей подвластности закону.

Закон – это единственное выражение и закрепление потребностей и интересов общества, превращение воли народа в общеобязательный регулятор общественных отношений и возведение ее в ранг правил, распространяющихся на все субъекты жизнедеятельности общества.

Власть – это воля, осуществляемая в нормах, правилах, запретах, предписаниях. Через закон она устанавливает права и обязанности субъектов общественных отношений, формирует и поддерживает определенный правопорядок, гарантирует защищенность граждан и общества от нарушения свобод и других законных прав. Одновременно власть – это форма общественных отношений, способная влиять на характер и направление деятельности социальных субъектов посредством экономических, идеологических, организационных и правовых механизмов, с использованием авторитета, традиций, убеждения, принуждения и насилия.

Принуждение – одно из свойств любой власти, но только государственная власть обладает монополией на принуждение с помощью права и аппарата принуждения.

Насилие – подавление воли одного субъекта другим вопреки желанию первого. На насилии основывалась фашистская власть. Самые разные формы и методы насилия – от администрирования в экономике до уничтожения людей без суда и следствия по приговору "троек" – на известных этапах развития использовала советская власть.

Тем не менее, человечество еще не может обойтись без насилия и для его предотвращения чрезвычайно важное значение имеет процесс законотворчества, определяющий и формирующий содержание законодательства.

Если законодатели рассматривают законы не абстрактно, а в связи с явлениями и процессами, свойственными данной нации и данной исторической эпохе, то законы и другие нормативные акты обретают свое истинное значение. Закон не действует, когда условия для него еще не созрели или уже устарели.

 Возникновение коллизий при применении законов, разрешение которых во многом зависит от судей, – явление повсеместное и необходимое. Но коллизии не могут сводиться только к мнению судей, ибо это порождает субъективизм и произвол. Поэтому законодатели стремятся установить определенные рамки для законоприменения.

Законодательная власть определяет и устанавливает "общее", закон, а применение законов, проведение и обеспечение принятого законодателем решения, поддержание законности – дело исполнительной и судебной властей. Когда власти удается сочетать государственные интересы с интересами личными, тогда законы действуют, их требования выполняются, а сама власть становится источником силы государства и права.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: