Одна из разновидностей правовой деятельности — организационно-управленческая деятельность. Потребность в управлении следует из системной природы общества, когда необходимо согласовывать, регулировать, соподчинять различные элементы системы.
Управление правовой сферой — процесс целенаправленного информационного и организационного воздействия органов, организаций и учреждений государства (субъект управления) на правовые отношения граждан, их объединений и организаций (объект управления) с целью обеспечения правопорядка как базового условия оптимального функционирования общества.
Специфика управленческой деятельности в правовой сфере выражается, прежде всего, в ее функциях:
1) поддержание правопорядка – обеспечивает устойчивость социальной системы, предохраняет ее от хаоса, дезинтеграции, разрушения.
2) планирование — процесс постановки цели и определения последовательности, сроков, средств и способов ее достижения;
3) организация — выполнение задач, распределение средств, порядок взаимодействия между элементами;
|
|
4) регулирование — перераспределение сил и средств в ходе выполнения задач, корректировка принятых ранее планов и поставленных задач;
5) контроль — установление соответствия деятельности объекта управления поставленным задачам.
Алгоритм управленческого действия включает получение или определение цели (задачи), анализ и оценку правовой ситуации, принятие управленческого решения, постановку задач подчиненным элементам правовой системы, контроль над деятельностью подчиненных элементов по выполнению поставленных задач.
Стержнем управления правовой сферой является власть (законодательная, исполнительная и судебная). Она управляет по следующим основным направлениям:
Рационализация деятельности в правовой сфере — это обоснование необходимости изменения правовой реальности на основе правовых программ, норм, юридических законов в целях избежания структурных и системных кризисов.
Информационное обеспечение управления - доведение до сведения органов, организаций и граждан информацию о принятых законах, указах, постановлениях, приказах.
Прогнозирование развития правовой ситуации осуществляется специальными государственными учреждениями (аналитическими центрами, научно-исследовательскими институтами), партийными фракциями в парламенте, отдельными депутатами.
Управленческая деятельность имеет две основные формы:
Научное управление правовой сферой — это деятельность, опирающаяся на знание и использование объективных законов общества как целостной системы и его элементов — права, экономики, политики, идеологии и др., в том числе и закономерностей формирования жизненного мира человека.
|
|
Эмпирическое управление основывается на жизненном опыте, здравом смысле, традициях, зачастую осуществляется методом проб и ошибок и больше подвержено ситуативным факторам.
Как и любая иная деятельность, управленческая деятельность в правовой сфере может быть актуальной и аккумулятивной.
Актуальное управление, т.е. планирование, реализацию и контроль ежедневной деятельности в сфере права осуществляет Правительство РФ (координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью).
Аккумулятивное управление — это система правовых норм и юридических законов, сохраняющих преемственность с ранее действовавшими нормами и законами и учитывающих традиции, менталитет народа.