Управленческая деятельность в правовой сфере

Одна из разновидностей правовой деятельности — организационно-управленческая деятельность. Потребность в управлении следует из системной природы общества, когда необходимо согласовывать, регулировать, соподчинять различные элементы системы.

Управление правовой сферой — процесс целенаправленного информационного и организационного воздействия органов, организаций и учреждений государства (субъект управления) на правовые отношения граждан, их объединений и организаций (объект управления) с целью обеспечения правопорядка как базового условия оптимального функционирования общества.

Специфика управленческой деятельности в правовой сфере выражается, прежде всего, в ее функциях:

1) поддержание правопорядка – обеспечивает устойчивость социальной системы, предохраняет ее от хаоса, дезинтеграции, разрушения.

2) планирование — процесс постановки цели и определения последовательности, сроков, средств и способов ее достижения;

3) организация — выполнение задач, распределение средств, порядок взаимодействия между элементами;

4) регулирование — перераспределение сил и средств в ходе выполнения задач, корректировка принятых ранее планов и поставленных задач;

5) контроль — установление соответствия деятельности объекта управления поставленным задачам.

Алгоритм управленческого действия включает получение или определение цели (задачи), анализ и оценку правовой ситуации, принятие управленческого решения, постановку задач подчиненным элементам правовой системы, контроль над деятельностью подчиненных элементов по выполнению поставленных задач.

Стержнем управления правовой сферой является власть (законодательная, исполнительная и судебная). Она управляет по следующим основным направлениям:

Рационализация деятельности в правовой сфере — это обоснование необходимости изменения правовой реальности на основе правовых программ, норм, юридических законов в целях избежания структурных и системных кризисов.

Информационное обеспечение управления - доведение до сведения органов, организаций и граждан информацию о принятых законах, указах, постановлениях, приказах.

Прогнозирование развития правовой ситуации осуществляется специальными государственными учреждениями (аналитическими центрами, научно-исследовательскими институтами), партийными фракциями в парламенте, отдельными депутатами.

Управленческая деятельность имеет две основные формы:

Научное управление правовой сферой — это деятельность, опирающаяся на знание и использование объективных законов общества как целостной системы и его элементов — права, экономики, политики, идеологии и др., в том числе и закономерностей формирования жизненного мира человека.

Эмпирическое управление основывается на жизненном опыте, здравом смысле, традициях, зачастую осуществляется методом проб и ошибок и больше подвержено ситуативным факторам.

Как и любая иная деятельность, управленческая деятельность в правовой сфере может быть актуальной и аккумулятивной.

Актуальное управление, т.е. планирование, реализацию и контроль ежедневной деятельности в сфере права осуществляет Правительство РФ (координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью).

Аккумулятивное управление — это система правовых норм и юридических законов, сохраняющих преемственность с ранее действовавшими нормами и законами и учитывающих традиции, менталитет народа.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: