double arrow

Сталинская модернизация: коллективизация, индустриализация и культурная революция в СССР в конце 20-х - 30-е гг. XX в.


В 20-30-е гг. XXв. СССР превратился из аграрно-индустриальной страны в индустриальную. Но эти успехи были достигнуты ценой установления административно-командной системы, опиравшейся на внеэкономические, преступные методы принуждения и эксплуатации собственного народа.

Индустриализация (1928 - 1936 гг.) - процесс создания в СССР крупного машинного производства.

Задачи:

· акцент на тяжёлую промышленность;

· обеспечение обороноспособности страны;

· строительство социализма

Средства:

· перекачивание средств из сельского хозяйства и лёгкой промышленности для нужд промышленности;

· повышение налогов на частный сектор экономики;

· ограничение потребления населения.

Итоги индустриализации:

· превращение СССР в мощную промышленную державу;

· создание новых отраслей промышленности: автомобильной, тракторной, авиастроительной;

· экономическая независимость от мирового рынка;

· создание новых заводов, фабрик, энергетического комплекса;

· укрепление обороноспособности страны;

· ликвидация безработицы;

· полное игнорирование экономических законов;

· приоритетное развитие тяжёлой промышленности за счёт легкой;




· укрепление командно-административной системы;

· низкое качество производимой продукции;

· низкий уровень заработной платы;

· распределение жизненно-необходимых товаров и продуктов по карточкам;

· высокий травматизм на производстве;

· пренебрежение правилами техники безопасности;

· изъятие средств на индустриализацию из сельского хозяйства.

Коллективизация - создание коллективных крестьянских хозяйств (колхозов).

Цели коллективизации:

· ликвидация традиционного хозяйственного уклада в деревне;

· уничтожение крестьян-собственников;

· создание государственного сектора в сельском хозяйстве;

· превращение крестьян в сельскохозяйственных рабочих;

· обеспечение индустриализации дешёвой рабочей силой за счёт массового ухода крестьянства из деревень;

· контроль государства над сельским хозяйством.

1927 г. XV съезд ВКП(б) провозгласил начало коллективизации
1928 г. Начало форсированного создания колхозов
1929 г. Год "великого перелома" - переход к политике сплошной коллективизации
1930 г. Начало политики "ликвидации кулачества как класса". Высылка зажиточных крестьян - кулаков и середняков в трудовые лагеря Сибири и Крайнего Севера
1932 - 1933 гг. Искусственный голод, организованный правительством в чернозёмных районах СССР (Кубань, Поволжье, Украина)
1933 - 1937 гг. Завершение коллективизации

Итоги коллективизации:

· уничтожение наиболее трудоспособного крестьянства;

· перекачивание средств из сельского хозяйства в промышленность;



· отчуждение крестьянства от собственности и земли;

· уничтожение частного сектора в сельском хозяйстве;

· потеря экономических стимулов к труду в сельском хозяйстве;

· замедление темпов роста сельскохозяйственного производства и хроническая нехватка продуктов питания в стране.

Культурная революция - создание социалистической системы народного образования и просвещения, перевоспитание буржуазной и формирование социалистической интеллигенции, преодоление влияния старой идеологии и утверждение марксистско-ленинской идеологии, создание социалистической культуры, перестройка быта.

Суть:

· процесс революционных преобразований духовной сферы общества, формирование социалистической культуры, направленной на активизацию общественной жизни граждан;

· превращение системы образования, науки и искусства в инструмент "воспитательного" воздействия правящей партии на народные массы;

· безраздельное господство идеологии, навязываемой правящей партией;

· максимальное упрощение системы художественных приёмов для понимания их трудящимися.

1918 г. - положение об организации народного образования: национализация всех учебных заведений; государственный контроль над системой народного образования.

  Введение всеобщего бесплатного начального образования.
Начальное образование 1919 г. - Декрет Совнаркома "О ликвидации неграмотности среди населения России" - обязательное обучение грамоте всех граждан от 8 до 50 лет.
  Создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации неграмотности.
  1930 - 1931 гг. - введение всеобщего обязательного начального образования.
Среднее образование Ликвидация гимназий, народных училищ, земских школ, частных учебных заведений.
  Создание ремесленных училищ (фабрично-заводских училищ) для овладения рабочими специальностями.
  1919 г. - создание рабочих факультетов для подготовки поступающих в вуз.
Высшее образование Введение новых правил приёма в вузы: · зачисление без экзаменов и без документов о среднем образовании выходцев из рабочей среды; · ограничение доступа к высшему образованию выходцам из бывших привилегированных классов и сословий; · отмена платы за обучение.
  Преобладание в учебной программе общественно-политических дисциплин.
  Обновление профессорско-преподавательского состава - вытеснение дореволюционных кадров.

Направления культуры:



· Пролеткульт. Отрицали преемственность культуры; отвергали культурное наследие прошлого; основное направление - агитационно-массовое искусство. Художники: В. Дени, Д. Моор, М. Черемных. Поэты: Э. Багрицкий, Д. Бедный, В. Маяковский.

· Литературная группа Серапионовы братья (1921 г.). Искали новые художественне формы для осмысления послереволюционного времени. Писатели: К. Федин, М. Зощенко, В. Каверин, Н. Никитин и др.

· Литературная группа "Перевал" (1923). Выступали за сохранение преемственности традиций русской и мировой литературы, против рационализма и конструктивизма. Писатели: М. Пришвин, В. Катаев, А. Караваева.

· Российская ассоциация пролетарских писателей РАПП (1923г.): пролетарский характер литературы; участие в кампаниях против непролетарских писателей; претендовали на монополию в области литературного творчества. Писатели: М. Горький, А. Толстой, Л. Леонов. Поэты: В. Маяковский, С. Есенин.

· "Социалистический реализм" (1930 - 1980 гг.). Основные принципы - партийность и народность; восхваление социалистического строя. Представители: А. Толстой, В. Вересаев, М. Горький, А. Серафимович, Д. Фурманов, К. Федин.

Последствия культурной революции:

· ликвидация неграмотности

· введение всеобщего начального образования

· формирование советской интеллигенции

· массовость новой культуры: строились библиотеки, дворцы культуры, дома творчества, кинотеатры, концертные залы, стадионы

· использование достижений науки, культуры и искусства в интересах правящей партии

· насильственное насаждение партийных норм понимания культуры

· культурная и идеологическая изоляция страны

Нападение фашистской Германии на СССР и провал гитлеровского плана молниеносной войны.

Гитлер решил, не завершив войну на Западе, начать вторжение в СССР. План войны против СССР именовался "Барбаросса". Советский Союз подлежал разгрому в результате молниеносной войны (блицкрига) в течение трёх месяцев. План требовал не вытеснять советские части, а окружать и уничтожать их близ границы.

В соответствии с планом "Ост" предполагалось расчленить и оккупировать СССР, поголовно уничтожить евреев и цыган. Уцелевшие должны были стать рабами.

Германия начала вторжение в СССР в 4 часа утра 22 июня 1941 г. Армейские части были застигнуты врасплох. Во многих частях солдаты не имели патронов, самолёты стояли без горючего и припасов.

23 июня началась мобилизация. 27 июня принято постановление об эвакуации населения, промышленных объектов и материальных ценностей из прифронтовой полосы.

10 июля началось Смоленское сражение. Сражение продолжалось два месяца. Смоленское сражение сыграло ключевую роль в срыве нацисткой стратегии блицкрига.

К концу сентября 1941 г. фашисты захватили всю Прибалтику, Белоруссию, большую часть Украины, оккупировали Псковскую, Ленинградскую, чать Новгородской, Калининской, Смоленской, Брянской областей.

Выполнить задачу, поставленную в плане "Барбаросса" - за три месяца окончательно уничтожить Красную Армию и выйти на линию Архангельск - Волга - Астрахань, немецкому командованию не удалось. Блицкриг потерпел крах.







Сейчас читают про: