В 20-30-е гг. XXв. СССР превратился из аграрно-индустриальной страны в индустриальную. Но эти успехи были достигнуты ценой установления административно-командной системы, опиравшейся на внеэкономические, преступные методы принуждения и эксплуатации собственного народа.
Индустриализация (1928 - 1936 гг.) - процесс создания в СССР крупного машинного производства.
Задачи:
· акцент на тяжёлую промышленность;
· обеспечение обороноспособности страны;
· строительство социализма
Средства:
· перекачивание средств из сельского хозяйства и лёгкой промышленности для нужд промышленности;
· повышение налогов на частный сектор экономики;
· ограничение потребления населения.
Итоги индустриализации:
· превращение СССР в мощную промышленную державу;
· создание новых отраслей промышленности: автомобильной, тракторной, авиастроительной;
· экономическая независимость от мирового рынка;
· создание новых заводов, фабрик, энергетического комплекса;
· укрепление обороноспособности страны;
|
|
· ликвидация безработицы;
· полное игнорирование экономических законов;
· приоритетное развитие тяжёлой промышленности за счёт легкой;
· укрепление командно-административной системы;
· низкое качество производимой продукции;
· низкий уровень заработной платы;
· распределение жизненно-необходимых товаров и продуктов по карточкам;
· высокий травматизм на производстве;
· пренебрежение правилами техники безопасности;
· изъятие средств на индустриализацию из сельского хозяйства.
Коллективизация - создание коллективных крестьянских хозяйств (колхозов).
Цели коллективизации:
· ликвидация традиционного хозяйственного уклада в деревне;
· уничтожение крестьян-собственников;
· создание государственного сектора в сельском хозяйстве;
· превращение крестьян в сельскохозяйственных рабочих;
· обеспечение индустриализации дешёвой рабочей силой за счёт массового ухода крестьянства из деревень;
· контроль государства над сельским хозяйством.
1927 г. | XV съезд ВКП(б) провозгласил начало коллективизации |
1928 г. | Начало форсированного создания колхозов |
1929 г. | Год "великого перелома" - переход к политике сплошной коллективизации |
1930 г. | Начало политики "ликвидации кулачества как класса". Высылка зажиточных крестьян - кулаков и середняков в трудовые лагеря Сибири и Крайнего Севера |
1932 - 1933 гг. | Искусственный голод, организованный правительством в чернозёмных районах СССР (Кубань, Поволжье, Украина) |
1933 - 1937 гг. | Завершение коллективизации |
Итоги коллективизации:
· уничтожение наиболее трудоспособного крестьянства;
|
|
· перекачивание средств из сельского хозяйства в промышленность;
· отчуждение крестьянства от собственности и земли;
· уничтожение частного сектора в сельском хозяйстве;
· потеря экономических стимулов к труду в сельском хозяйстве;
· замедление темпов роста сельскохозяйственного производства и хроническая нехватка продуктов питания в стране.
Культурная революция - создание социалистической системы народного образования и просвещения, перевоспитание буржуазной и формирование социалистической интеллигенции, преодоление влияния старой идеологии и утверждение марксистско-ленинской идеологии, создание социалистической культуры, перестройка быта.
Суть:
· процесс революционных преобразований духовной сферы общества, формирование социалистической культуры, направленной на активизацию общественной жизни граждан;
· превращение системы образования, науки и искусства в инструмент "воспитательного" воздействия правящей партии на народные массы;
· безраздельное господство идеологии, навязываемой правящей партией;
· максимальное упрощение системы художественных приёмов для понимания их трудящимися.
1918 г. - положение об организации народного образования: национализация всех учебных заведений; государственный контроль над системой народного образования.
Введение всеобщего бесплатного начального образования. | |
Начальное образование | 1919 г. - Декрет Совнаркома "О ликвидации неграмотности среди населения России" - обязательное обучение грамоте всех граждан от 8 до 50 лет. |
Создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации неграмотности. | |
1930 - 1931 гг. - введение всеобщего обязательного начального образования. | |
Среднее образование | Ликвидация гимназий, народных училищ, земских школ, частных учебных заведений. |
Создание ремесленных училищ (фабрично-заводских училищ) для овладения рабочими специальностями. | |
1919 г. - создание рабочих факультетов для подготовки поступающих в вуз. | |
Высшее образование | Введение новых правил приёма в вузы: · зачисление без экзаменов и без документов о среднем образовании выходцев из рабочей среды; · ограничение доступа к высшему образованию выходцам из бывших привилегированных классов и сословий; · отмена платы за обучение. |
Преобладание в учебной программе общественно-политических дисциплин. | |
Обновление профессорско-преподавательского состава - вытеснение дореволюционных кадров. |
Направления культуры:
· Пролеткульт. Отрицали преемственность культуры; отвергали культурное наследие прошлого; основное направление - агитационно-массовое искусство. Художники: В. Дени, Д. Моор, М. Черемных. Поэты: Э. Багрицкий, Д. Бедный, В. Маяковский.
· Литературная группа Серапионовы братья (1921 г.). Искали новые художественне формы для осмысления послереволюционного времени. Писатели: К. Федин, М. Зощенко, В. Каверин, Н. Никитин и др.
· Литературная группа "Перевал" (1923). Выступали за сохранение преемственности традиций русской и мировой литературы, против рационализма и конструктивизма. Писатели: М. Пришвин, В. Катаев, А. Караваева.
· Российская ассоциация пролетарских писателей РАПП (1923г.): пролетарский характер литературы; участие в кампаниях против непролетарских писателей; претендовали на монополию в области литературного творчества. Писатели: М. Горький, А. Толстой, Л. Леонов. Поэты: В. Маяковский, С. Есенин.
· "Социалистический реализм" (1930 - 1980 гг.). Основные принципы - партийность и народность; восхваление социалистического строя. Представители: А. Толстой, В. Вересаев, М. Горький, А. Серафимович, Д. Фурманов, К. Федин.
Последствия культурной революции:
· ликвидация неграмотности
|
|
· введение всеобщего начального образования
· формирование советской интеллигенции
· массовость новой культуры: строились библиотеки, дворцы культуры, дома творчества, кинотеатры, концертные залы, стадионы
· использование достижений науки, культуры и искусства в интересах правящей партии
· насильственное насаждение партийных норм понимания культуры
· культурная и идеологическая изоляция страны
Нападение фашистской Германии на СССР и провал гитлеровского плана молниеносной войны.
Гитлер решил, не завершив войну на Западе, начать вторжение в СССР. План войны против СССР именовался "Барбаросса". Советский Союз подлежал разгрому в результате молниеносной войны (блицкрига) в течение трёх месяцев. План требовал не вытеснять советские части, а окружать и уничтожать их близ границы.
В соответствии с планом "Ост" предполагалось расчленить и оккупировать СССР, поголовно уничтожить евреев и цыган. Уцелевшие должны были стать рабами.
Германия начала вторжение в СССР в 4 часа утра 22 июня 1941 г. Армейские части были застигнуты врасплох. Во многих частях солдаты не имели патронов, самолёты стояли без горючего и припасов.
23 июня началась мобилизация. 27 июня принято постановление об эвакуации населения, промышленных объектов и материальных ценностей из прифронтовой полосы.
10 июля началось Смоленское сражение. Сражение продолжалось два месяца. Смоленское сражение сыграло ключевую роль в срыве нацисткой стратегии блицкрига.
К концу сентября 1941 г. фашисты захватили всю Прибалтику, Белоруссию, большую часть Украины, оккупировали Псковскую, Ленинградскую, чать Новгородской, Калининской, Смоленской, Брянской областей.
Выполнить задачу, поставленную в плане "Барбаросса" - за три месяца окончательно уничтожить Красную Армию и выйти на линию Архангельск - Волга - Астрахань, немецкому командованию не удалось. Блицкриг потерпел крах.