Разработка концепции проекта

Этапы разработки проектного задания.

Замысел проекта.

Первым этапом на пути создания нового продукта всегда является зарождение и осмысление некоторой идеи. При разработке проекта надо учитывать особенности конкретной социальной среды: политику, экономику, законы, экологию и другие факторы, оказывающие на него влияние.

Поэтому, принимая решение о начале проекта, необходимо понять, возможна ли реализация замысла в данной конкретной среде. Если ответ на этот вопрос будет положительным, то можно приступать к разработке проекта. На этом пути существует два важных этапа:

♦ планирование деятельности;
♦ контроль и анализ результатов.

 

2.Планирование.

Любую работу, какой бы сложной она ни казалась, можно завершить успешно и в срок, если предварительно разработать план ее выполнения. Это утверждение справедливо и для проекта, который является совокупностью работ различной сложности. На этом этапе нужно хорошо продумать, какие работы будут выполняться и какие для этого необходимо ресурсы: трудовые, финансовые, материальные. 

При планировании деятельности по проекту необходимо продумать его структуру: из каких элементов он состоит и как они связаны между собой.

Конечной целью является стремление получить ответы на вопросы, необходимые для успешной реализации проекта:

♦ Зачем? — определяется цель проекта;
♦ Что? — определяется объект, продукт или услуга, создаваемые в проекте;
♦ Кто? — определяются участники проекта и степень их ответственности;
♦ Каким образом и когда? — определяется состав и продолжительность работ по проекту;
♦ Как проконтролировать? — определяются способы оценки степени выполнения работ.






Контроль и анализ.

Основной целью этапа контроля и анализа деятельности по проекту является обеспечение выполнения плана.

Контроль выполнения проекта состоит в том, что на выделенных этапах определяются результаты, которые затем сравниваются с планом. Если в результате сравнения выявлены расхождения, то намечаются меры по их ликвидации. В качестве таких мер может быть предложено, например, привлечение дополнительных ресурсов или изменение сроков окончания некоторых работ.

Контроль проекта должен производиться периодически. Важно вовремя принять решение об устранении возникших расхождений между фактическими и плановыми показателями. Кроме того, при периодическом контроле можно более точно прогнозировать реальные сроки выполнения проекта.

Результаты проведенного контроля и анализа должны быть доведены до сведения лиц, ответственных за проект.

 

Предварительный анализ осуществимости проекта.

Цели и задачи проекта должны быть четко сформулированы, т. к. только при этом условии может быть проработан следующий шаг — формирование основных характеристик проекта. К числу таковых можно отнести:

· наличие альтернативных технических решений;

· спрос на продукцию проекта;

· продолжительность проекта

· оценка уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги) проекта;

· перспективы экспорта продукции проекта;

· сложность проекта;

· инвестиционный климат в районе реализации проекта;

· соотношение затрат и результатов проекта.

Для анализа осуществимости проекта обычно используют несложную экспертную систему, представленную далее:

Первый шаг реализации данной методики — определение факторов, которые могут в значительной степени повлиять на успешность выполнения проекта.

Второй шаг — факторы располагаются в порядке убывания приоритетности. Для этого определяется, какой из них в наибольшей степени повлияет на ход реализации проекта. Получившаяся последовательность заносится в таблицу 3.3.1.

Третий шаг — оценка весомости (ранга) каждого из перечисленных факторов. Сумма рангов всех факторов должна быть равна единице. Иначе говоря, сумма по столбцу 3 таблицы 3.3.1 должна быть равна единице.

Четвертый шаг — проект(-ы) или варианты одного проекта необходимо оценить по каждому из факторов (критериев) оценки.

Максимальный балл по любому из факторов для проекта равен 100, минимальный - 0. Например, если эксперты признают, что спрос на продукцию проекта будет неограниченным, то значение фактора «спрос на продукцию (услуги) проекта» для данного варианта проекта равен 100 баллов.

Пятый шаг — экспертная оценка влияния каждого фактора (графы 9—13) получается путем перемножения веса каждого фактора на оценку этого фактора для каждого варианта (графа 3 умножается на графы с 4 по 8 соответственно). Интегральная экспертная оценка приоритетности вариантов проекта определяется как сумма по графам 9—13.

Таблица 3.3.1

 

№ п/п Характеристика, фактор Показатель весомости

Номер проекта (или варианта проекта)

Интегральная оценка проекта

      1 2 3 4 ... 1 2 3 4 ...
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1 2 3 4 5                        
Всего: - 1,0 - - - - -          

Данная методика может применяться как для предварительного отбора наиболее перспективных вариантов осуществления проекта, так и для предварительного определения осуществимости проекта.

Разработка концепции проекта.

Разработка проекта начинается с того, что его инициатор выдвигает идею проекта или формулирует проблему, которую необходимо решить, а затем формирует самое общее, укрупненное видение (концепцию) достижения целей проекта. То есть он определяет, что надо и как примерно это можно сделать. Эти задачи решаются разработкой бизнес-схемы проекта и его стратегии. При этом бизнес-схема показывает желаемое, целевое состояние бизнеса. Она разрабатывается в том случае, если создается новый или реорганизуется существующий бизнес. Стратегия в общем виде определяет, как достичь этого состояния.

Бизнес-схема проекта является формированием принципиального представления о том, как будет функционировать создаваемый бизнес (отдельное направление в рамках существующего предприятия, новое предприятие или группа предприятий), с кем и как он будет взаимодействовать.

В зависимости от конкретной ситуации на бизнес-схеме могут укрупненно отражаться и внутренние бизнес-процессы. Как правило, это делается, если необходимо обозначить влияние внешних участников на определенный процесс.

Разработка бизнес-схемы - важный этап в формировании концепции проекта. По сути, она определяет модель ведения бизнеса. Ее взвешенная разработка, определение состава участников проекта и их взаимоотношений может явиться залогом не только эффективного бизнеса, но и вообще определить, быть или не быть проекту.

Разработка стратегии проекта и проекты, проводимые организацией, должны соответствовать ее долгосрочным целям и возможностям. При этом надо учитывать необходимость и возможность развития всей организации, а также целевые установки материнской компании.

По содержанию стратегия проекта (предприятия) должна охватывать решения в области структуры и объемов производства, поведения предприятия на рынках товаров и факторов производства, стратегические аспекты внутрифирменного управления и т.п. Центральной стратегией в корпусе стратегий проекта (как, впрочем, и предприятия) является стратегия маркетинга.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: